КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ - Страница 26

Начиная с середины IX в. богато украшенные рукописи создавались в придворных скрипториях Лотаря I и Карла Лысого. В миниатюрах, украшающих рукописи того времени, усложняется иконография, появляются новые, более подробные иконографические схемы. Особое внимание уделялось изображениям правителя; в поисках образцов мастера, очевидно, обращались к изображениям римских императоров. Скрипторий Лотаря I, по мнению исследователей, находился между Ахеном и Льежем. Созданные там рукописи относятся к 840–850 гг.: Псалтирь Лотаря; Сакраментарий; Евангелие из аббатства Прюм, подаренное Лотарем этой обители в 852 г.; и ещё два Евангелия. При дворе Карла Лысого в 853–877 гг. также существовала мастерская по изготовлению рукописей. Она могла находиться в Реймсе, Сен-Дени, Корби, Суасоне или Компьене. Сохранилось 12 изготовленных там рукописей – Евангелия и литургические книги, похожие друг на друга по стилю исполнения. Главный писец (Лиутард) был также и миниатюристом. Об этом свидетельствует надпись в Дармштадтском Евангелии – «Liutardus ornavit» («Лиутард украсил»). Самые известные рукописи, вышедшие из этой мастерской: «Золотой кодекс» («Codex Aureus») из монастыря Санкт-Эммерам в Регенсбурге (870 г.), не законченный коронационный Сакраментарий (869–870 гг.), молитвенник («Schatzkammer der Residenz»), Псалтирь и Евангелия. Исследователи отмечают, что рукописи этого скриптория были необычайно роскошными: во многих есть страницы, написанные золотом, многочисленны золотые инициалы и полностраничные иллюстрации. Переплёты представляли собой великолепные произведения ювелирного искусства; для их украшения использовали золотые и серебряные пластины, драгоценные камни и геммы, рельефы из слоновой кости. «Золотой кодекс» из аббатства Санкт-Эммерам в конце IX в. был подарен в Регенсбург и через полвека послужил образцом для оттоновских мастеров. Особенностью рукописей, изготовленных в этом скриптории, исследователи считают разработанную иконографию тронных изображений императора, которые восходят к позднеантичным моделям, в частности, известным по рукописи «Notitia dignitatum», сохранившейся в более поздних копиях. Такие изображения Карла Лысого на троне, благословляемого или коронуемого десницей Божьей, исследователи встречают в трёх рукописях, созданных в этом скриптории. Этот сюжет будет особенно важен для правителей династии Оттонов и получит распространение в оттоновских рукописях. По мнению исследователей, особое явление в эпоху Каролингского возрождения представляют рукописи из скрипториев Северной Франции, основанных в VII–VIII вв. ирландскими миссионерами. Традиции нортумбрийско-ирландской школы перенимались на континенте, где под их влиянием сложилась «франко-саксонская школа». Декор рукописей восходит к орнаментальному искусству островного типа; основное внимание мастера уделяли украшению инициалов. Наиболее значительные скриптории в IX в. находились в монастырях Сен-Ва в Аррасе и Эльнон (Сент-Аман-лез-О). Вторую Библию Карла Лысого (871–877 гг.), выполненную в скриптории Эльнона, украшают полностраничные инициалы, в которых исследователи видят все орнаментальные мотивы островного искусства: плетёнки, спирали, зооморфные элементы. Эти же черты отличают и Евангелие из Сен-Ва. Расцвет скриптория монастыря Санкт-Галлен пришёлся на рубеж IX и X вв. Среди произведений этого скриптория – Псалтирь Фольхарда (883–888 гг.) и «Золотая псалтирь» (890–900 гг.). Полностраничные сложные инициалы из рукописей скриптория аббатства Санкт-Галлен будут впоследствии востребованы оттоновским искусством. В эпоху Каролингского возрождения продолжают работать старые скриптории, связанные с местными традициями – нортумбрийско-ирландскими, франко-саксонскими.

 



 
PR-CY.ru