КАРЛ МАРТЕЛЛ - Страница 5

После победы Карла Мартелла Вандон был смещён и отправлен в изгнание, настоятелем монастыря вновь стал Бенигн. После его смерти Карл Мартелл поручил управление монастырём своему племяннику Гугону (ум. около 730 г.), занимавшему епископские кафедры в Ротомаге (ныне Руан), Паризиях (ныне Париж) и Байокассах (ныне Байё), а также должность аббата монастыря Гемметик (см. Жюмьеж). Преемники Гугона, назначенные Карлом Мартеллом, описаны в «Деяниях Фонтенельских аббатов» как необразованные и недостойные люди, которые предавались мирским развлечениям и грабили монастырское имущество. В конце концов, по просьбе монахов Пипин III Короткий, сын и преемник Карла Мартелла, вернул из ссылки аббата Вандона. Назначая своих сторонников на важные церковные должности, Карл Мартелл руководствовался, главным образом, политическими соображениями. Майордом нуждался в преданных людях, которые могли оказать ему военную и материальную поддержку. Другие качества, по мнению исследователей, далеко не всегда принимались во внимание. Многие ставленники Карла Мартелла описываются в источниках как необразованные и безнравственные люди, презиравшие церковную дисциплину и склонные к мирским занятиям, например, к войне и охоте. Широко практиковалось совмещение должностей. Негодование св. Бонифация вызывали Гевилиоб, епископ Могунцийский (Майнцский; ум. в 758 г.), и Милон (ум. в 761/762 г.), который занимал Ремскую и Треверскую кафедры. Впоследствии по настоянию Бонифация Гевилиоб за кровную месть был лишён кафедры, а Милон – Ремского епископства. В источниках VIII–IX вв. Карла Мартелла обвиняли также в разграблении церковного имущества. Так, в «Деяниях Осерских епископов» утверждается, что при епископе Айдульфе Карл Мартелл отнял у Автиссиодурской кафедры значительную часть владений и распределил их между вассалами. По мнению И. Вуда, эти события относятся ко времени, когда Карл Мартелл приступил к покорению Бургундии. Согласно «Продолжению Хроники Фредегария», майордом рассеял мятежников и распределил земли Лугдунской Галлии между вассалами. Встретив в Бургундии сопротивление знати, майордом конфисковал значительную часть их владений, в том числе церковные земли. Другим способом отчуждения церковной собственности была передача в держание. В монастыре Фонтанелла «дурной» настоятель Теутсинд передал почти треть монастырских земель в качестве прекария родственникам и «людям короля» (regiis hominibus). В «Деяниях Фонтенельских аббатов» подробно говорится о прекарии, который держал некий комит Ратхарий. Сначала комит выплачивал монахам ежегодный ценз в 60 солидов, но при аббате Витлаике (754–787 гг.) перестал это делать. Таким образом, монастырь фактически утратил эти земли. Назначение Карлом Мартеллом на церковные должности своих сторонников и использование церковного имущества для государственных нужд осуждались авторами эпохи Каролингов. Однако лишь в послании св. Бонифация к Этельбальду, королю Мерсии (716–757 гг.), майордома открыто обвиняли в нанесении ущерба церкви. В письме говорится о мучительной смерти Карла Мартелла, который «разорил множество монастырей и присваивал церковное имущество для собственных нужд». Но эта фраза содержится не во всех рукописях и, как полагают исследователи, скорее всего, является поздней вставкой. Впоследствии св. Бонифаций признавал, что майордом в интересах защиты государства мог осуществлять контроль над церковной собственностью. Об этом говорилось в постановлениях Собора, проведённого Бонифацием и майордомом Карломаном в 743 или 744 г. в Лифтинах (ныне Эстин, Бельгия).

 



 
PR-CY.ru