КАРЛ МАРТЕЛЛ - Страница 4

Одним из важнейших источников такого рода является Житие св. Евхерия, епископа Аврелианского, составленное, как полагают исследователи, скорее всего, в середине – второй половине VIII в. Согласно Житию, Карл Мартелл, первоначально благоволивший к Евхерию (ум. в 738 г.), по наущению злых людей отправил епископа и его родственников в ссылку. Но сопоставление сведений Жития св. Евхерия с данными «Деяний Осерских епископов» (IX в.) показывает исследователям, что смещение Аврелианского епископа было связано не с «гонениями» на церковь, а с проводившейся Карлом Мартеллом политикой подавления самостоятельности местной знати. Дядя Евхерия, епископ Саварик (Суаварих), с 690 гг. занимал Автиссиодурскую кафедру и установил контроль не только над Автиссиодуром (ныне Осер), но и над соседними городами – Аврелианом (ныне Орлеан), Ниверном (Невирном; ныне Невер), Торнодуром (ныне Тоннер), Аваллоном и Трикассами (ныне Труа). Епископ предпринял попытку захватить Лугдун, но умер во время похода. Наследниками Саварика стали Евхерий и Айнмар (Хайнмар), занявшие соответственно Аврелианскую и Автиссиодурскую кафедры. В «Деяниях Осерских епископов» Айнмар описывается как могущественный властитель, покоривший почти всю Бургундию. Исследователи полагают, что он был мирянином (vocatus episcopus). Стремление Саварика и его преемников создать в Северной Бургундии самостоятельное государственное образование (в «Деяниях Осерских епископов» оно названо Бургундским дукатом – usque ad ducatum pene totius Burgundie perveniret) противоречило политике Карла Мартелла, направленной на объединение государства франков. Майордом утвердил избрание Евхерия и, по мнению исследователей, Айнмара, но намеревался добиться от них покорности. Победа над арабами и военные успехи в Аквитании и других южных регионах позволили Карлу Мартеллу сместить Евхерия. Айнмар оказал майордому военную помощь во время похода против арабов, но впоследствии был обвинён в сговоре с Одоном Аквитанским, заключён под стражу и убит при попытке к бегству. О смещении Карлом Мартеллом св. Ригоберта, епископа Ремского, известно исследователям из его Жития (вторая половина IX в.). Во время войны Карла Мартелла со знатью Нейстрии епископ отказался впустить его воинов в город Ремы (ныне Реймс), за что впоследствии был лишён кафедры и выслан в Васконию (юго-западная часть Аквитании). В Житие Ригоберта, составитель которого враждебно относился к Карлу Мартеллу, включены подробности, свидетельствующие о жестокости и несправедливости майордома, названного «не королём, но тираном». Св. Евхерий якобы видел душу Карла Мартелла в преисподней, мучимую демонами за притеснения и обиды, которые майордом нанёс церкви. Согласно Житию, св. Бонифаций и аббат Фульрад по совету Евхерия открыли гробницу Карла Мартелла и обнаружили, что его тело забрал огненный змей. Вслед за этим в Житии помещено подложное послание папы Римского Адриана I (772–795 гг.) Ремскому епископу Тильпину с осуждением беззаконий, совершённых Карлом Мартеллом. О назначении и смещении церковных должностных лиц в ходе политической борьбы при Карле Мартелле исследователям известно из «Деяний Фонтенельских аббатов» (составлены в первой половине IX в.). В 716 г. Рагамфред, майордом Нейстрии, сместил аббата Бенигна и назначил на его место Вандона, который участвовал в сражении с Карлом Мартеллом на стороне Нейстрии.

 



 
PR-CY.ru