КАРАБИНОВ Иван Алексеевич - Страница 3

Поскольку вопросам формирования и развития великопостного цикла в византийском богослужении и рукописной традиции Постной Триоди в мировой историографии посвящено совсем небольшое число работ, монография И.А. Карабинова, содержащая ряд ярких гипотез и вводящая в научный оборот большое количество рукописных данных, с академической точки зрения вполне востребована и в настоящее время. Тему монографии продолжают статьи «К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне» (1911 г.) и «К истории Иерусалимского устава» (1912 г.). Первая описывает процесс формирования современного стандартного текста русской Постной Триоди, вторая вопреки названию, в основном, посвящена не Иерусалимскому уставу, византийскому монастырскому Типикону, возникшему в XI в., а особенностям богослужения Иерусалимской церкви в I тыс. н.э. и вопросу формирования иерусалимского и константинопольского лекционариев (систем литургических чтений) как для триодного периода, так и для остального года. Блестящее знание истории Типикона И.А. Карабинов продемонстрировал в подробнейшем «Отзыве о труде протоиерея Михаила Лисицына “Первоначальный славяно-русский типикон…”» (1916 г.), имеющем едва ли не большее научное значение, чем рецензируемая работа М.А. Лисицына. В докладе на поместном Соборе 1917–1918 гг. «О происхождении и истории богослужебного устава» И.А. Карабинов представил ясную и продуманную реконструкцию истории формирования Типикона и, исходя из неё, предложил решение некоторых вопросов современной богослужебной практики. Вопросам истории богослужебного устава и его практического применения И.А. Карабинов посвятил доклад, прочитанный на том же Соборе, «Правило о поклонах». Ещё в одном докладе, сделанном И.А. Карабиновым на поместном Соборе 1918 г., «О евхаристическом хлебе и вине», затрагивается тема качества хлеба и вина, предназначенных для евхаристии, очевидно, весьма важная сама по себе, но редко упоминаемая в источниках. Другая сложная и малоизученная тема евхаристического богословия (смысл и содержание литургии Преждеосвящённых Даров) исследована И.А. Карабиновым в статье «Святая Чаша на литургии Преждеосвящённых Даров» (1915 г.). Здесь И.А. Карабинов ввёл в научный оборот забытые свидетельства византийских авторов, доказавших ошибочность тех представлений некоторых украинских и русских богословов XVII в., которые привели к ряду изменений в русской практике совершения этой литургии. Статья И.А. Карабинова имеет решающее значение для дальнейшего исследования чина литургии Преждеосвящённых Даров, однако авторам двух основных монографий по этой теме (Димитрию Мораитису и протоиерею Стефану Алексопулосу) она осталась неизвестной из-за отсутствия перевода на западные языки; впрочем, второй из упомянутых авторов всё же знаком с выводами И.А. Карабинова опосредованно, благодаря английскому переводу статьи Николая Дмитриевича Успенского «Коллизия двух богословий в исправлении русских богослужебных книг в XVII в.», в которой резюмируется текст И.А. Карабинова. Трагические события 1917 г. и последующих годов не дали осуществиться другим исследовательским планам И.А. Карабинова, о содержании которых в настоящее время по причине гибели архива учёного исследователи могут судить лишь отчасти.



 
PR-CY.ru