КАПИТУЛ - Страница 6

Однако в отличие от католического капитула православный клирос не имел собственных владений и не мог распоряжаться имуществом. После заключения Брестской унии (1596 г.) в униатской церкви клирос постепенно трансформировался в капитул по латинскому образцу. В действующем «Кодексе канонов Восточных Церквей» (1990 г.) термин «капитул» не употребляется. О регулярных встречах монахов-киновитов для обсуждения вопросов ведения общего хозяйства упоминается уже в Уставе Пахомия Великого. Бенедиктинский устав (см. ст. Бенедикт Нурсийский) предписывал аббату созывать на совет (ad consilium) всю братию монастыря при решении всех важных вопросов. Кроме того, все ранние монашеские уставы предусматривали более или менее регулярное публичное чтение устава (полностью или поочерёдно его отрывки). Наиболее подробно эта процедура описана в так называемом Уставе учителя (Regula Magistri), но и там время суток или место её проведения не регламентированы. В Уставах св. Исидора Севильского (около 618 г.) и св. Фруктуоза Бракарского (около 640 г.) с церемонией уставного чтения соединяется процедура публичного покаяния монахов. В дальнейшем церемония чтения отрывка бенедиктинского устава стала совершаться после окончания службы первого часа, которая впервые была названа капитулом в «Ordo Romanus XVIII» (сохранилось в редакции, датируемой исследователями около 731 – 755 гг. или концом VIII в.). Ежедневная церемония капитула окончательно оформилась в каролингскую эпоху (особенно после Ахенских соборов 816–817 гг.) и включает краткое богослужение ппервого часа (в том числе чтение отрывков бенедиктинского устава, а также мартиролога и поминальных списков за соответствующий день), принесение монахами публичного покаяния и распределение аббатом или приором обязанностей на наступающий день. Иногда (например, в соответствии с «Уставным согласованием» (Regularis Concordia), принятым Собором в Уинчестере, 966 г.) церемония капитула в зимнее время проходила в третьем, а не в первом часе. Не позднее IX в. тексты, необходимые для совершения богослужебной части церемонии капитула, стали иногда объединять в особую книгу, называвшуюся «Книгой капитула» («Liber capituli»). Обычно она включала соответствующий монашеский устав, мартиролог, некролог или обитуарий, иногда также лекционарий. Об особом здании для собраний монастырского капитула впервые упоминается в «Деяниях святых отцов Фонтенельских»: Ансегиз, аббат монастыря Фонтенель (Сен-Вандрий-де-Фонтенель) в Нейстрии (823 – 833/834 гг.), приказал соорудить к северу от базилики особое здание (porticus) для собраний монастырского совета. Автор «Деяний...» не называет его капитулом, а использует грецизм «булевтерион» (beleuterion). Однако аналогичные здания далеко не сразу стали общепринятыми: например, на плане аббатства Санкт-Галлен (около 820 г.) не обозначено особое помещение для капитула. По мнению исследователей, специальные здания капитула стали широко использоваться примерно с XI в., в том числе под влиянием клюнийской реформы.После распространения в Европе в XII в. монашеских Орденов регулярно созываемый (ежегодно или реже) орган судебной и законодательной власти в Ордене стали называть генеральным капитулом; он состоял из настоятелей монастырей или их представителей (позднее в крупных Орденах – из представителей от каждой орденской провинции).

 



 
PR-CY.ru