КАПИТУЛ - Страница 5

Основной обязанностью кафедрального капитула является выполнение литургических функций для придания особой торжественности богослужениям в кафедральном соборе, возможно, и расширение круга обязанностей капитула. Предусмотрено обязательное представительство кафедральных капитулов на провинциальном синоде и на епархиальном синоде. Устав кафедрального капитула утверждается епископом, который также определяет структуру капитула, количество входящих в него членов, обязанности и периодичность собраний капитула, материальное обеспечение каноников, их облачение; епископ назначает каноников, выслушав мнение капитула. Создание, преобразование и упразднение кафедральных капитулов находится в ведении папы. В XIII в. коллегиальные капитулы перестали участвовать в епископских советах, и своих кандидатов на должности каноников капитула выдвигали светские властители, хотя официально лишь епископ имел право назначать каноников коллегиальных капитулов. Также появилась тенденция принимать в члены коллегиальных капитулов только представителей дворянства. В эпоху Реформации число бенефициев коллегиальных капитулов сократилось, в протестантских государствах многие коллегиальные капитулы были упразднены. Папа Римский Климент VII оставил за Папским престолом исключительное право создавать новые коллегиальные капитулы, преобразовывать их и распускать. В эпоху Просвещения государство пыталось вмешиваться в дела капитулов, в конце XVIII – начале XIX в. значительное число коллегиальных капитулов было упразднено. В настоящее время в Римско-католической церкви, согласно «Кодексу канонического права» 1983 г., утверждение устава коллегиального капитула и назначение его каноников, как и в случае кафедральных капитулов, находятся в ведении епархиального ординария. В Церкви Англии после Реформации продолжали существовать секулярные кафедральные капитулы, в целом сохранявшие до XIX в. систему пребенд и внутреннее устройство. Монастырские капитулы также были преобразованы в секулярные. Решением Королевской комиссии (1840 г.) все пребенды каноников, не живших при соборах, были ликвидированы, число постоянно живущих при капитуле каноников было существенно ограничено (от 4 до 8). Одновременно был введён институт почётных каноников. В дальнейшем число полноправных каноников уменьшалось. Отдельные кафедральные и коллегиальные капитулы сохранялись на некоторых германских землях, где утвердился протестантизм, а также в Швеции. Примерно с XIII в. наименование «капитул» иногда использовалось (особенно в Англии, Германии и на юге Франции) применительно к объединениям сельского духовенства определённой области во главе с архипресвитером, сельским деканом или архидиаконом. Подобные объединения, возникшие, по мнинию исследователей, уже в VI в., в каролингское время были известны также как «календы» (calendes), поскольку обыкновенно их собрания проходили в первый день месяца. Сельские капитулы ведали, главным образом, вопросами дисциплины среди приходских священников, а также были призваны донести до них постановления церковных властей. С середины XVI в. на западно- и южнорусских землях термин «капитул» стал употребляться по отношению к клиросу, группе священников, принадлежавших к соборной организации при кафедральном храме и участвовавших (в разной степени) в управлении епархией (о капитуле впервые упоминается в привилее короля Стефана Батория от 20 июня 1576 г. в связи с охраной имущества Владимиро-Волынской кафедры).

 



 
PR-CY.ru