«КАНОНЫ ИППОЛИТА» - Страница 3

А. Брент проанализировал заглавия ряда литургико-канонических памятников и пришёл к выводу, что «Каноны Ипполита» имеют полемическую направленность: они не просто составлены Ипполитом, но даны «через Ипполита», подобно тому как другие постановления даны «через Климента». К. Маркшис снова скорректировал датировку в сторону более поздней. По его мнению, даже если греческий оригинал был создан в 330 гг., доступная в настоящее время редакция памятника (или его коптский перевод) появилась не раньше конца IV – начала V вв., т.к. в крещальных вопросах отражены споры с еретиками, отрицающими православное учение о Святой Троице и божество Святого Духа. Атрибуция «Канонов Ипполита» Ипполиту Римскому – позднего происхождения и соответствует представлениям об Ипполите восточных писателей V–VI вв. Памятник состоит из 38 канонов и, как полагают исследователи, сохраняет первоначальную структуру «Апостольского предания». Во многих случаях текст канонов и порядок их следования совпадают с «Апостольским преданием». Однако более точные выводы исследователям сделать трудно из-за отсутствия греческого оригинала. «Каноны Ипполита» начинаются с исповедания веры в Святую Троицу. Затем идёт ряд постановлений о хиротониях и разных чинах клириков: о посвящении епископов, пресвитеров, диаконов, об исповедниках, о чтецах, об иподиаконах. Вместо дев, которые фигурируют в подобном каноне в других версиях «Апостольского предания», здесь упоминаются целибатные клирики. Далее говорится об имеющих дары исцелений и о женатых священниках, о пресвитерах, перешедших в другое место, и о вдовах. Следующий блок канонов так или иначе связан с оглашаемыми и чином крещения. Об испытании новообращённых и о запрещённых для желающих креститься профессиях говорится в канонах 10–15. Затем идёт речь о конкубинах и свободных женщинах, как они должны вести себя, а также о времени оглашения. В главе 18 упоминаются молитвы оглашаемых, совершаемые отдельно от верных христиан, и отделение женщин от мужчин во время чина крещения. В каноне 19 говорится об оглашаемых, ставших мучениками, о «крещении кровью», о приготовлении к таинству крещения и приводится сам чин. В каноне 20 обсуждаются дни поста, благодарение перед едой и экзорцизм хлеба. В каноне 21 описываются ежедневные собрания верных. В каноне 22 обсуждается предпасхальный пост. Затем кратко говорится о духовном просвещении. Много внимания уделяется заботе о больных. В каноне 25 также перечисляются часы молитвы. В каноне 26 речь идёт о слушании Слова и собрании в церкви, а в каноне 27 – о домашней молитве. Канон 28 предписывает евхаристический пост, в каноне 29 говорится о необходимости бдения перед евхаристией и о крестном знамении. В каноне 30 вновь говорится об оглашаемых и о практике причащения. Отмечается, что диакон также может причащать. Описывается пост дев и вдов. Этот канон и следующие затрагивают тему общинных трапез. В каноне 36 говорится о приношении начатков и об их освящении, о благословении плодов, в каноне 37 – о литургии и об одеждах клириков. Завершается памятник сообщением о пасхальном бдении и пасхальной проповедью.



 
PR-CY.ru