КАНОН - Страница 3

В творениях ранних отцов церкви регулярно используется слово «канон» в значении «правило», «установленная норма» применительно к вероучительным вопросам. Насколько исследователи могут судить по сохранившимся текстам, впервые слово «канон» в значении «правильный список богодухновенных книг» было употреблено Афанасием Александрийским. Во втором правиле Афанасия Александрийского (из 39-го послания о праздниках, около 367 г.) приводится список «канонических» книг и книг, «не введённых в канон». Евсевий Кесарийский писал, что Ориген в комментарии к Евангелию от Матфея «защищал канон Церкви». Амфилохий Иконийский завершает перечень священных книг такими словами: «Это наиболее безошибочный канон богодухновенных Писаний». В значении «перечень богодухновенных книг» понятия «canon» и «Scripturae canonicae» начинают широко использоваться Августином Блаженным и Иеронимом Стридонским. Для исследователей остаётся спорным вопрос о том, какое именно значение греческого слова «канон»  дало толчок для его использования применительно к перечню библейских книг, почитающихся богодухновенными: «правило, норма, образец» или «список, перечень». Первое значение соответствует богословскому представлению о священных книгах как о безусловно авторитетном вероучительном и нравственном руководстве; второе значение отражает формальную сторону этого представления: авторитетные тексты должны иметь чёткую фиксацию, регламентированную церковью. Канон иконописный – в православном искусстве система иконографических и стилистических правил и норм, сформированная многовековой церковной традицией, которая устанавливает соответствие иконного образа Священному Писанию, догматам и литургическому Преданию православной церкви. Изобразительное искусство православной церкви призвано языком художественных средств явить божественное Откровение, с помощью видимых форм передать духовную реальность. В основе понимания канона лежит учение церкви об иконном образе (см. Икона), сформулированное в 82-м и 100-м правилах Трулльского собора (691–692 гг.), которые предписывают в изображениях «очам всех» представлять образ Иисуса Христа так, чтобы показать «сим образом совершившееся искупление мира» (правило 82), и запрещают изображения, «обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий» (правило 100). Термин «канон» по отношению к изобразительному искусству православной церкви стал применяться только в XX в. Проблему канона исследовали священник Павел Флоренский, священник Сергий Булгаков и др.



 
PR-CY.ru