ЙЕЗДИГЕРД I - Страница 3

В рассказе об этих событиях Феодорит Кирский восхищается поведением епископа, хотя разрушение храма огня считает неблагоразумной ревностью. О другом поводе к гонениям повествуется в сирийском Мученичестве Нарсе (Нарсая). Священник Шапур убеждал иранского вельможу Адурфарнбага принять христианство, обещая ему исцеление от тяжёлой болезни. Вельможа пригласил священника в своё поместье и разрешил строить там церковь. Шапур вначале оформил покупку участка земли под строительство. Мобед (глава жрецов) Адурбозе после постройки церкви доложил Йездигерду I о печальном примере вероотступничества вельможи, и Йездигерд I разрешил мобеду использовать любые средства для обращения Адурфарнбага в зороастризм. В конце концов, Адурфарнбаг вернулся к вере отцов и потребовал у священника Шапура возвращения участка и документов на него, но тот по настоянию отшельника Нарсе отказался и бежал вместе с документом. Вскоре церковь была превращена в храм огня. Однако Нарсе затушил огонь (осквернение огня считается у зороастрийцев смертным грехом) и отслужил в храме литургию. Когда об этом стало известно, Нарсе был схвачен и в цепях доставлен в Ктесифон. Там мобед Адурбозе обещал отпустить ему грех, если Нарсе возместит ущерб, нанесённый храму огня. Нарсе отказался, был брошен в тюрьму и после повторного отказа казнён. Согласно «Хронике Сеерта», в 420 г. делегация христианских епископов во главе с новоизбранным католикосом Маной, находясь на приёме у Йездигерда I, столкнулась с недовольством шаханшаха, который настаивал на своём абсолютном праве распоряжаться подданными. Священник Нарсе из Селевкии попытался отстоять свободу вероисповедания. Разгневанный монарх приказал казнить священника, если он не отречётся от Христа, и вскоре начал преследование христиан во всём государстве. Католикос Мана был заключён в тюрьму в Фарсе и объявлен низложенным. Наряду с этими жёсткими на фоне провозглашённой ранее либерализации мерами Йездигерд I назначил на должность вузург-фрамадара (главы правительства) Михр-Нарсе, крайне враждебно настроенного по отношению к христианам. Последствия перемен в политике Ирана сказались уже в правление преемника Йездигерда I шаханшаха Вахрама V. Обстоятельства смерти Йездигерда I исследователям неясны. Согласно иранскому преданию, он погиб во время отдыха в Гургане (юго-восток Прикаспия) от удара внезапно появившегося и столь же таинственно исчезнувшего коня. Теодор Нёльдеке считает эту версию выдуманной для того, чтобы скрыть преступные действия оппозиционно настроенной группы знати, которая воспользовалась выездом Йездигерда I на отдых, чтобы его убить.



 
PR-CY.ru