ЙЕЗДИГЕРД I - Страница 2

В правление Йездигерда I между Ираном и Восточной Римской империей установились дружественные отношения. Инициатива заключения мирного договора исходила от византийской стороны. Около 399 или 400 г. византийский император Аркадий отправил Йездигерду I письмо с просьбой изменить отношение к христианам в Иране. Письмо доставил опытный дипломат Майферкатский епископ Марута, оно было с благодарностью принято. По сообщению византийских хронистов, епископ Марута снискал особое благоволение Йездигерда I тем, что исцелил его от головных болей, а его сына – от беснования. Епископ Марута получил право вывезти мощи христианских мучеников, пострадавших в гонение шаханшаха Шапура II, и поместить их в Майферкате (близ современного города Сильван, Юго-Восточная Турция), после чего город был переименован в Мартирополь («город мучеников»). Около 407 г. император Аркадий завещал Йездигерду I опеку над своим малолетним сыном (император Феодосий II в 408–450 гг.). В 408–414 гг. при дворе Феодосия в Константинополе находился посол Йездигерда I Антиох, который заключил «100-летний союз» между Ираном и Византией и получил официальный статус посланника при юном императоре. В 410 г. католикос Церкви Востока Исаак (399 – 410/411 гг.) провёл в Селевкии Собор (с участием епископа Маруты), который был поддержан Йездигердом I. Участники Собора официально подтвердили исповедание Никео-Цареградского Символа веры, упорядочили церковную иерархию и утвердили важные решения, регламентировавшие внутреннюю жизнь христианских общин Ирана. Несколько лет спустя католикос Ябаллаха I (415–420 гг.) был отправлен Йездигердом I в Константинополь в знак полного примирения держав. Он вернулся с богатыми дарами, которые позволили отреставрировать соборную церковь в Селевкии-Ктесифоне и построить новые храмы. Несмотря на положительные решения Собора 410 г. и на покровительство Йездигерда I, жизнь христианских общин Ирана осложняли внутренние противоречия, которые с новой силой проявились на Соборе 420 г., созванном католикосом Ябаллахой I. Примерно тогда же произошло резкое изменение политики Йездигерда I по отношению к христианам. Источники сообщают о нескольких событиях, послуживших поводом для этого. Священник Хашу из города Хормизд-Ардашир в Хузестане с молчаливого согласия епископа Абды (см. Авда) разрушил расположенный рядом с церковью храм огня. Священник, епископ и несколько мирян, участвовавших в сносе храма, были арестованы и отправлены в Ктесифон. На допросе у Йездигерда I Абда отрицал участие в сговоре, а священник Хашу признался, что разрушил пирей, сопровождая признание выпадами против зороастрийской веры. Тогда Йездигерд I приказал епископу Абде отстроить храм огня; епископ отказался и был осуждён на казнь.

 



 
PR-CY.ru