Словарь по христианству Й ЙОСЕФ АСАР ЯСАР

ЙОСЕФ АСАР ЯСАР

ЙОСЕФ АСАР ЯСАР (Юсуф зу Нувас, Масрук, Дунаас, Димнос, Финхас) – иудей, узурпировавший царскую власть в государстве Химьяр в начале 520 гг., гонитель христиан. Его подлинное имя, сохранившееся в сабейских надписях, состоит из еврейского личного имени, которое почти не встречается в доисламской аравийской эпиграфике, и двух эпитетов, которые, вероятно, давались после обретения определённого социального статуса. Обычно имена представителей знати и царей в доисламской Южной Аравии дополнялись одним эпитетом, однако в истории Катабана и Химьяра есть примеры, когда по неясным причинам их оказывалось два. Среди поздних химьяритских царей Йосеф Асар Ясар был единственным, кто имел тройное имя. В сирийской традиции он известен как Масрук. Это имя приводится в единственной сохранившейся рукописи сирийской «Книги химьяритов» (в перевёрнутом виде) и в написанном по-гречески, но дошедшем лишь в сирийской версии гимне Иоанна Псалта. Исследователи полагают, что авторы ошибочно отождествили Йосефа Асара Ясара с царём Масруком, сыном Абрахи, последним представителем так называемой эфиопской династии, правившей Химьяром в 530–560 гг. В обеих версиях письма епископа Симеона Бет-Аршамского, написанного по-сирийски и описывающего гонения Йосефа Асара Ясара, царь не называется по имени. В арабо-мусульманских источниках он упоминается как Юсуф зу Нувас. Прозвище зу Нувас (обладающий локоном), по общему мнению средневековых комментаторов, царь получил потому, что его лицо обрамляли два курчавых локона. Связь этого прозвища с принадлежностью Йосефа Асара Ясара к иудейской религиозной традиции не просматривается, поскольку обычай носить пейсы возник гораздо позднее. В результате искажения арабского прозвища Йосефа Асара Ясара появилось греческое имя Дунаас, представленное в Мученичестве Арефы, откуда оно перешло в церковнославянский язык в различных вариантах (Дунас, Дунаан и др.). К греческой форме имени восходит также арабо-христианский вариант Финхас, без изменений заимствованный эфиопской агиографией. В ряде произведений греческой и сирийской историографии (например, у Иоанна Малалы, в хронике Зукнина) арабское прозвище зу Нувас превратилось в царское имя Димнос (Дамнос, Дамианос, Димнон). Некоторые представители средневековой йеменской историко-культурной традиции утверждали, что при рождении Йосеф Асар Ясар был наречён именем Асад (согласно Вахбу ибн Мунаббиху) или Зура (согласно аль-Хамдани), но достоверность этих сведений вызывает у исследователей сомнения, в том числе из-за их внутренней противоречивости. Йеменский историк Нашван ибн Саид аль-Химьяри (XII в.) указывал, что имя Зура носил не Йосеф Асар Ясар, а его отец.

 



 
PR-CY.ru