ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ - Страница 2

Позднее в начальную часть «Иерусалимских богослужебных глав» были внесены подробное описание малой вечерни, совершавшейся в храме, а не в притворе, а также некоторые другие изменения. Эта дополненная редакция «Иерусалимского устава», условно называемая базовой, получила широкое распространение в Палестине и в Константинопольском патриархате; базовую редакцию продолжали дополнять, что вело к развитию на её основе новых редакций «Иерусалимского устава». Вскоре после появления в Палестине «Иерусалимский устав» начал распространяться в Антиохийском и Константинопольском патриархатах. Несколько выписок из «Иерусалимского устава» сделал уже в последней четверти XI в. Никон Черногорец, трудившийся в монастыре около Антиохии, а в монастыре Иоанна Богослова на острове Патмос, основанном в 1088 г. монахом Христодулом, богослужение регламентировалось «Иерусалимским уставом» изначально. В первой половине XIII в. «Иерусалимский устав» вытеснил другие богослужебные уставы и занял господствующее положение в Никейской империи (1204–1261 гг.). После освобождения Константинополя летом 1261 г. и возвращения византийского императора из Никеи в древнюю столицу «Иерусалимский устав» был введён и непосредственно в константинопольскую литургическую практику. В палеологовский период «Иерусалимский устав» определял как монастырское богослужение, в том числе и в Студийском монастыре, так и кафедральное (соборно-приходское), включая богослужение в константинопольском соборе Святой Софии. Во второй половине XIII в. «Иерусалимский устав» был принят на Афоне, монахи которого, подобно константинопольским, быстро возрождались после освобождения от латинского господства. В 1340 гг. игумен афонской Великой Лавры Филофей Коккин (впоследствии Константинопольский патриарх) составил два нормативных текста, тесно связанных с новой литургической традицией, определявшейся «Иерусалимским уставом». Один из этих текстов («Устав священнослужения») определял особенности совершения всенощного бдения, а также утрени и вечерни. Другой («Устав Божественной литургии»), впоследствии широко употреблявшийся в Византии и за её пределами, регламентировал совершение евхаристической литургии. Во второй половине XIII – первой половине XIV вв. распространение «Иерусалимского устава» сопровождалось внесением дополнений в «базовую» редакцию. Так, в составе «Иерусалимского устава» появилось пространное наставление игумену о необходимости тщательного соблюдения предписаний «Типикона». Содержащееся в нём сообщение о создании этого текста в палестинских монастырях на долгое время определило представления историков о месте возникновения «Иерусалимского устава».

 



 
PR-CY.ru