ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ

ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ, «Иерусалимский Типикон», «(Нео-) савваитский Типикон» – книга, с XI в. определяющая порядок служб и регламентирующая использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции. Выражение «по Иерусалимскому уставу» означает совершение богослужения в соответствии с этим Типиконом. Двумя основными частями «Иерусалимского устава» являются «Иерусалимские богослужебные главы» и «Иерусалимский синаксарь». «Иерусалимские богослужебные главы» определяли порядок и особенности совершения всенощного бдения (агрипнии палестинского происхождения) и служб суточного круга богослужения. «Иерусалимский синаксарь» – это собрание рубрик (уставных указаний) для служб всего церковного года, состоящее из двух частей, месяцесловной и триодной. В месяцесловной части регламентировалось совершение служб годового неподвижного круга богослужения с 1 сентября по 31 августа; в триодной устанавливался порядок совершения годового подвижного круга богослужения в период от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых. «Иерусалимский устав» обладал основными литургическими параметрами (месяцеслов, лекционарная система, евхологические тексты) константинопольского происхождения. Он появился в первой половине XI в. в Палестине в результате адаптации к обычаям палестинских киновий первоначальной (константинопольской) редакции Студийского синаксаря, возникшей, в свою очередь, не раньше первой половины X в. Отличительной чертой богослужения, определявшегося «Иерусалимским уставом», было совершение в канун воскресных и праздничных дней особых «всенощных бдений» (агрипний), состоявших из великой вечерни, в которую были включены лития и благословение хлебов, и воскресной или праздничной утрени. В архаичных редакциях «Иерусалимского устава», сохранившихся в сирийских переводах, описание совершения всенощного бдения и некоторые указания общелитургического характера находились после текста «Иерусалимского синаксаря». В известных исследователям ранних греческих редакциях «Иерусалимские богослужебные главы» различной степени полноты помещены перед «Иерусалимским синаксарём». Отличительной особенностью всех ранних редакций «Иерусалимского устава», по мнению исследователей, было отсутствие описания малой вечерни в начале «Иерусалимских богослужебных глав», однако из текста следовало, что эта служба совершалась в притворе (нартексе) накануне воскресных и праздничных дней перед вечерней трапезой. По мнению исследователей, в ранние редакции «Иерусалимского устава» часто вносились дополнения и изменения, обусловленные богослужебными традициями того монастыря, литургическую практику которого регламентировал данный текст (аналогично тому, как подобные изменения вносились и в тексты первоначального Студийского синаксаря или же Евергетидского при их адаптации в том или ином монастыре).

 



 
PR-CY.ru