ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ - Страница 3

Дионисий представлен в правой части в четвёртом ряду вторым справа старцем в монашеском одеянии с куколем на плечах, с высоким лбом с залысинами, седыми редкими волосами и окладистой бородой, взор обращён вверх на икону Святой Троицы Ветхозаветной (надпись на нимбе: «с. Дiонисiй»). Слева возле него – Корнилий в виде средовека с немного склонённой головой, русыми волосами на прямой пробор и небольшой бородой, справа прямолично – Афанасий. Игнатий и Леонид – в левой части композиции, соответственно второй и первый в четвёртом ряду (справа от них – Геннадий и Никифор Важеозерские и Антоний Сийский в центре), смотрят вправо, головы не покрыты, у первого волосы на прямой пробор и борода средней величины с проседью, у второго – русые волнистые волосы и более длинная борода, нос с горбинкой (надписи: «с. Игнатiй», «с. Леонидъ»). Феодор (с опущенной головой, смотрит вниз, лоб с залысинами) и Ферапонт написаны в пятом ряду крайними справа вполоборота к центру как средовеки с тёмными волосами и короткими бородами (надписи: «с. Феодоръ», «с. Ферапонтъ»). Лики моделированы в академической манере, одеяния – золотопробельными разделками, нимбы и фон золотые с гравировкой. Две идентичные по иконографии и стилю иконы этого сюжета с немного иной композицией были исполнены в том же 1876 г. в иконописной мастерской Валаамской обители, подписаны как «труд валаамских иноков» (Нововалаамский монастырь, Музей Православной церкви в Куопио, Финляндия). Островские святые представлены преимущественно в четвёртом ряду (Леонид и Игнатий – крайними слева, Дионисий, Феодор и Ферапонт – справа) вполоборота к центру или прямолично, тоже вместе с двумя Важеозерскими преподобными и Антонием Сийским, Корнилий и Афанасий – в пятом ряду у правого края. Все они представлены как средовеки с русыми немного волнистыми волосами на прямой пробор и широкими бородами средней величины (у Игнатия, Корнилия и Ферапонта бороды с проседью; у Леонида левая рука с чётками на груди), что соответствует их восприятию как учеников Александра Свирского. Облик Дионисия на валаамских иконах написан без учёта сведений иконописных подлинников. Надписи на нимбах: «св: Леонидъ чуд:», «св: Игнатiи чуд:», «св: Дiонисiй чудот:» и т.п. Существует предположение, что к числу Островских святых принадлежит один из двух изображённых с именем Феодор в правой группе на прориси с иконы Собора Новгородских чудотворцев XVIII в. По мнению исследователей, он представлен также в числе преподобных на иконе «Новгородские святые» 1728 г. письма священника Георгия Алексеева (Третьяковская галерея). На современной иконе «Важеозерские чудотворцы» (Александров Свирский монастырь?) Афанасий, Дионисий и другие Островские святые изображены вместе с Никифором и Геннадием, в схимах и куколях, в виде старцев с окладистыми седыми бородами (различной длины), с прижатой к груди или благословляющей десницей.



 
PR-CY.ru