ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ - Страница 2

По предположению архиепископа Сергия (Спасского), эти сведения являются результатом смешения Задненикифоровой пустыни на озере Важе и Задней пустынью на реке Ояти. По его же догадке, основателем Оятского Введенского монастыря мог быть Игнатий, упоминаемый первым в перечне Островских преподобных в «Описании о российских святых». По мнению исследователей, в XVIII–XIX вв. преподобные продолжали почитаться местно. В старообрядческих святцах XIX в. (Библиотека Академии Наук) они упомянуты (кроме Дионисия) с отдельными днями памяти (совпадающими с празднованиями тезоименитых им святых): под 3 октября помещена память Дионисия (Дионисий Островский и Дионисий Новгородский упоминаются здесь как разные святые), под 20 декабря – «преподобнаго отца нашего Игнатия, иже на Ояти, ученика святаго Александра Свирскаго», под 10 апреля – «преподобнаго отца нашего Феодора, ученика святаго Александра Свирскаго, иже на Ояти», под 16 апреля – «преподобнаго отца нашего Леонида, ученика святаго Александра Свирскаго, в Островском монастыре», под 16 мая – память Феодора (вторично), под 19 мая – «преподобнаго отца нашего Корнилия, ученика св. Александра Свирскаго», под 27 мая – «преподобнаго отца нашего Ферапонта, иже на Ояти, ученика св. Александра Свирскаго». Канонизация Островских преподобных совершилась включением их имён в Собор Карельских святых, учреждённый в 1974 г., и в Собор Новгородских святых, празднование которому было возрождено в 1981 г. Краткие описания облика Дионисия содержатся в иконописных подлинниках XVIII–XIX вв. под 3 октября: «Подобием рус, брада Василия Кесарийского, ризы преподобническия» (Российская национальная библиотека, Санкт-Петербургская духовная академия, середина XIX в.). Изображения Игнатия и других Островских святых известны исследователям в составе композиции «Собор святых, в земле Карельской просиявших», которая, как они полагают, была разработана на Валааме или в санкт-петербургской иконописной мастерской Пешехоновых по заказу Валаамского монастыря. Икона 1876 г. находилась в местном ряду церкви во имя Всех преподобных, в посте просиявших, на кладбище Валаамской обители, слева напротив храмового образа с датой и подписью Василия Макаровича Пешехонова (в настоящее время обе иконы – в домовой церкви Церковного управления Финляндской православной церкви в Куопио, Финляндия). Она упомянута в описях монастырского имущества 1912 и 1942 гг. (Архив Финляндского Валаамского монастыря).

 



 
PR-CY.ru