ИОАННИКИЙ, Галятовский - Страница 11

Для привлечения внимания слушателей он предлагает использовать истории и хроники «о розмаитых панствах и сторонах», книги «о зверох, птахах, гадах, рыбах, деревах, зелах, каменях и розмаитых водах», сведения из области космографии, минералогии и т.д.; полезно обращаться и к античной мифологии, а также к творчеству «розмаитых казнодеев теперешнего веку». Чтобы слушатель не утомился, необходимо его иногда развеселить забавной шуткой, неожиданным вопросом, каламбуром. Среди проповедей в сборнике «Ключ разумения...» есть такие, задачей которых, как признаётся автор, является исключительно привлечение внимания слушателей («повабити людей до слухання»). Так, во второй проповеди на праздник Успения Пресвятой Богородицы обсуждаются названия звёзд, из которых Богородица сделала Себе корону; во второй проповеди на праздник Покрова Пресвятой Богородицы описаны перья, из которых Пресвятая Дева «крылья Себе сделала» и т.п. Верующих следует приглашать на богослужение, огласив им «пропозыцыи» будущей проповеди, что людей «барзо охочими до слуханя чинят». Рассказы о чудесных явлениях делают, по мнению Иоанникия, проповеди более яркими и привлекательными. Поучения на Богородичные праздники в изданиях трудов Иоанникия 1663–1665 гг. изобилуют описаниями чудес, совершённых Богородицей: Пресвятая Дева помогла византийскому полководцу Нерсесу разбить готского короля Тотилу, неоднократно спасала Константинополь от персов, приказала римскому воину Меркурию убить копьём императора Юлиана Отступника во время войны с персами. Своими чудесами Богородица иногда вразумляет еретиков: Александр Ника Схоластик был наказан болезнью за учение о том, что Богородица была зачата в первородном грехе, после покаяния он был исцелён. Один молодой еврей в Константинополе приобщился Святых Христовых Таин; узнав об этом, отец бросил сына в печь, но тот остался невредим по молитвам к Богородице. В сочинениях Иоанникия содержится свидетельство о чудесном схождении огня в иерусалимском храме Гроба Господня на Пасху. Автор указывает своих информаторов: «Феофан и Паисий, патриархи Иерусалимския, в Киеве бывши, тое поведали» (очевидно, имеются в виду посещения патриархами Западнорусской митрополии соответственно в 1620 и 1648 гг.). Важным источником примеров для проповедника, по мысли Иоанникия, должна была служить подборка «Чуда Пресвятои Богородицы некоторыи...» в издании «Казаня, приданыи...» 1660 г., где содержится богатый агиографический материал, связанный с юго-западнорусскими землями. В 1627 г. рыбак из Киева Ермолай за работу в праздник был наказан беснованием, но Богородица простила и исцелила его; в 1623 г. в городе Ходорове (Галичина) татары взяли в плен некоего Симеона Михайловича и продали туркам; будучи на галере в открытом море, невольник помолился Богородице, освободился от оков и бежал; в том же году монах Вениамин был чудесно спасён Богородицей по пути из Пинска в Подляшье; в 1629 г. запорожский атаман А. Ляхота, возвращаясь с казаками после морского похода в Турцию, был спасён от сильной бури после молитвы к Богородице; в 1630 г. огненный дождь отогнал поляков, пытавшихся разорить Печерский монастырь (сюжет заимствован Иоанникием из «Тератургимы» Афанасия Кальнофойского).

 



 
PR-CY.ru