ИАКОВ Заведеев - Страница 11

В шитье образы апостолов располагались на каймах плащаниц и пелен. На пелене «Успение Пресвятой Богородицы» из Кириллова Белозерского монастыря (XV в.) Иаков Заведеев помимо средника изображён в медальоне на кайме; на плащанице «Положение во гроб», дар царя Алексея Михайловича Новоспасскому монастырю (1645–1647 гг.), полуфигура Иакова Заведеева изображена за апостолом Андреем на нижней кайме, на верхней кайме плащаницы «Положение во гроб» из Чудова монастыря (1678 г.) и на нижней кайме плащаницы «Положение во гроб», вложенной иеромонахом Матфеем в Соловецкий монастырь (1704 г.). В ризнице Иверского монастыря хранятся поручи 1681 г. с изображением Евхаристии и Тайной вечери, на которой присутствуют 6 апостолов, среди них – Иаков Заведеев. Его фигура входит в состав распространившихся на Руси с XVII в. так называемых апостольских чинов, когда в деисусном ряду после семи традиционных образов помещали иконы 12 апостолов. Образ Иакова Заведеева мог быть как в левой, так и в правой части ряда; одежды апостола различаются по цвету. Среди известных примеров: деисусный ряд Успенского собора Московского Кремля (1653 г.); икона Тихона Филатьева 1691 г. из деисуса московской церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Голутвине; икона первой четверти XVIII в. из деисусного (апостольского) ряда в Спасо-Преображенской церкви в Кижах; икона конца XVIII в. из иконостаса церкви деревни Селезениха Новоторжского уезда Тверской губернии. В Новое время образы апостолов в иконостасах иногда группировались по несколько фигур, как, например, на иконах конца XVII в. «Апостолы Петр, Андрей, Иоанн, Иаков, Варфоломей и Фома» из церкви Покрова в Филях и «Шесть апостолов: Матфей, Иаков, Иоанн Богослов, Фома, Марк, Петр» (конец XVIII в., Государственный музей Палехского искусства). Встречаются ростовые изображения апостола в молении, возможно, входившие в состав деисусных чинов, как на старообрядческой иконе «Апостолы Симон Зилот и Иаков Зеведеев» из собрания А.А. Кирикова (вторая половина XIX в.). Аналогичные апостольские чины были известны также в византийском искусстве, например, апостольский чин с поясными изображениями из церкви святителя Власия в Веррии (1360 г., Музей византийского искусства, Веррия), и в греческой традиции Нового времени, например, поясное изображение Иакова Заведеева на иконе около 1700 г. (Музей икон, Рекклингхаузен). В балканском искусстве XVIII–XIX вв. отдельные иконы Иакова Заведеева не в составе апостольского чина также входят в иконостас, как, например, икона в иконостасе парекклисиона великомученика Димитрия 1813–1814 гг. в монастыре Дечаны. В XVII в. разрабатывалась иконография апостольских проповедей и страстей, основанная на текстах канонических и апокрифических деяний: иконы «Апостольская проповедь» из церкви пророка Илии в Ярославле (1660–1662 гг.), «Спас Вседержитель, с апостольскими страстями» (1652 г., церковь Воскресения на Дебре, Кострома), «Апостольские проповеди и страсти» из Прокопиевского собора в Великом Устюге (1668 г.), псковская икона «Апостольские проповеди и страсти» конца XVII в. из собрания К.В. Воронина, «Распятие с апостольскими страстями», написанная Фёдором Рожновым по заказу патриарха Адриана для Успенского собора Московского Кремля (1700 г.).

 



 
PR-CY.ru