Словарь по христианству И ИОАНН II Каппадокиец

ИОАНН II Каппадокиец

ИОАНН II Каппадокиец – Константинопольский патриарх в 518–520 гг., святитель; память 25 августа. Прозван «каппадокийцем» по месту рождения. На патриарший престол избран престол больше по желанию народа, чем по желанию императора Анастасия I Дикора (491–518 гг.). Его кратковременное правление отмечено событием большой важности – прекращением разделения церквей, продолжавшееся 34 года со времени издания известного «Генотикона» при императоре Зиноне (474–491 гг.) и патриархе Акакии (471/472 – 488/489 гг.). Попытка Зинона и Акакия, не давшая решительных результатов, исходила из благородного желания спасти целостность империи и, в конце концов, в отношении к восточным и южным окраинам всё же создала положение, которое характеризуется поговоркой «худой мир лучше доброй ссоры». Но это с трудом поддерживавшееся равновесие на Востоке неизбежно должно было сказаться на отношениях к Италии и Риму. На Западе, который был сравнительно свободен от религиозного брожения, удивлялись и недоумевали при виде той деликатности, с которой Византия относилась к инакомыслящим. Недоразумения привели к разрыву, который сильно тревожил правительство и население Константинополя, затрудняя сношения по всем делам. Но до вступления на престол династии Юстиниана I Великого (527–565 гг.) правительство жертвовало западными провинциями ради восточных. Его политика ясно сказалась в характерной фразе императора Анастасия I: «Желаем, чтобы мы повелевали, а не нам повелевали». Появление на исторической сцене короля остготов Теодориха Великого (около 454 – 526 гг.) резко изменило эту политику. Теодорих держал в страхе население Константинополя сначала лично, а после утверждения в Италии – через своего подручника комита Виталиана. Чтобы завоевать расположение папы и населения Италии, Теодорих, сам арианин, выступает защитником православия и производит давление на Византию. Опасное соседство на северо-западе встревожило население Константинополя. Отсюда настойчивое желание сближения с Римом. Перемена религиозной политики должна была превратить папу и Италию из врагов в союзников против ариан-остготов. Положение папы никогда не было таким удобным и выгодным: Гормизд (514–523 гг.) мог делать с Константинополем, что хотел. Перед его преемником Иоанном I (523–526 гг.) при встрече за стенами Византии становилось на колени население столицы с императором Юстином I (518–527 гг.) во главе. Только в свете этих данных возможно понять факты кратковременного страдальческого правления Иоанна II Каппадокийца, которое было сплошным унижением. Человек православного образа мыслей, патриарх в отношении к монофизитам держался, однако, мягкой политики своих предшественников. Только благодаря этому император Анастасий I мог допустить его на кафедру. Юстин I вступил на престол 9 июля 518 г., а через неделю (15 и 16 июля) в храме Святой Софии толпа народа (во главе с монахами) заставила патриарха переменить церковную политику. Толпа кричала: «Почему мы остаёмся вне общения? В течение стольких лет почему мы не имеем общения?» За два дня она настояла на том, чтобы, во-первых, 16 июля было совершено празднество в честь Халкидонского собора, а во-вторых, был анафематствован Антиохийский епископ Севир (512–518 гг.), в-третьих, были внесены в диптихи четыре первых Вселенских собора, имена патриархов Евфимия I (489/490 – 495/496 гг.) и Македония II (495/496 – 511 гг.), умерших в изгнании, и имя папы Римского Льва I Великого (440–461 гг.). Чтобы оформить свои заявления, сделанные народу, патриарх созвал 20 июля Собор из епископов, пребывавших в столице (числом около 40). Постановления Собора были отправлены патриархом (между прочим, и папе Гормизду) с посланием, в котором Иоанн II Каппадокиец уведомлял о внесении в диптихи Льва, о признании четырёх Соборов и просил прислать мужей-миротворцев. Император с племянником также отправили письма папе Римскому с комитом Гратом, которому было поручено уладить трудный вопрос о патриархе Акакии. В глазах Рима Акакий был не только автором «Генотикона»; его главная вина заключалась в разрыве с папой. К этой вине оставались причастными Македоний и Евфимий, люди православные и высокочтимые на Востоке. В Константинополе предвидели, что строгость Рима проявится не только в отношении к Акакию, поэтому миссия Грата не увенчалась успехом. В начале 519 г. из Рима был послана депутация на Восток для принятия в общение отпавших со множеством писем. Этой депутации был предписан полный маршрут, что совершать, как действовать, где останавливаться. На Востоке было много таких лиц, которые, так сказать, дышали римской святостью. В православии своих местных епископов сомневались и с ними не имели никакого общения. Именно у этих лиц папа приказал легатам останавливаться. Шествие двигалось на Восток с большой церемонией, но всё это отзывалось страшным фарисейством.

 



 
PR-CY.ru