ИОАНН II Каппадокиец - Страница 2

Какое впечатление производило оно на местных жителей, исследователи сказать затрудняются. Эта изолированность от лиц осквернённых возбуждала, конечно, неудовольствие жителей. Оно увеличивалось ещё больше тем, что легатам был дан libellus (петиция), требующий подписи всех восточных епископов. Без подписи этого документа епископ не принимался в общение. Так шествие дошло до Фессалоники. Фессалоникийский епископ сначала согласился удовлетворить всем требованиям формулы, но потом отсрочил подпись на некоторое время и тем отсрочил своё общение с Римом. Наконец, шествие дошло до Константинополя, где было встречено с подобающей почестью. Легаты отказались вступить в переговоры с Иоанном II Каппадокийцем и потребовали подписи его и всех епископов под libellus. Легаты говорили, что если патриарх и император не согласятся на осуждение не принявших Халкидонского собора, то они не могут быть названы православными. Положение Константинопольского патриарха было несчастным. Напрасно он обращался к легатам с просьбой изложить петицию в иной форме, не так обидной для патриарха, но легаты были неумолимы. Давление двора и сановников принудило его собственноручно подписать libellus и тем признать своё подчинение Римскому епископу – такова была воля царя. Тон послания к патриарху был очень властным. Папа писал, что признавать Халкидонский собор и защищать Акакия, значит, впадать в противоречие. Он обещал принять патриарха в общение, если тот подпишет libellus, в котором, между прочим, предавались анафеме Акакий и Македоний с Евфимием. Послы торжественно вошли в Софийский собор и на престоле сами вычеркнули имена прежде умерших патриархов. Правда, в libellus не были названы по имени Евфимий и Македоний: патриарх просто обещал вычеркнуть из диптихов преемников Акакия. Константинопольский патриарх в это время имел так мало авторитета, что не мог даже документу о состоявшемся согласии дать форму общительного послания и вынужден был подписаться под привезённой формулой, составленной в Риме, присоединив к ней лишь введение. О происшедшем в Константинополе были оповещены провинции. Торжество папы Римского было полным. Таким образом, в марте 519 г. был положен конец так называемой «Акакианской схизме» – 34-летнему церковному расколу между Востоком и Западом. Такой порядок вещей, конечно, был обусловлен обстоятельствами, а потому, когда наступили более благоприятные времена, то вычеркнутые имена снова были внесены в диптихи, а Евфимий и Македоний были признаны святыми. Между тем папа думал, что его постановления исполнятся немедленно, и с удивлением не получал утешительных известий от легатов. Они и не могли его радовать, потому что провинции, свободные от давления власти, решительно отказывались выполнять требования папского двора, действуя совершенно самостоятельно. Лиц, вычеркнутых римскими легатами из общения, они не вычёркивали и libellus не подписывали. Главное препятствие к восстановлению общения между Римом и Константинополем обнаружилось в Фессалониках. Епископ Дорофей отложил подпись libellus, пока он не будет подписан Константинопольским патриархом. В сентябре или октябре 519 г. туда прибыл легат Иоанн по делу о соединении. За две недели до прибытия легатов Дорофей созвал Собор, на котором постановил, чтобы в окрестностях Фессалоники было прекращено богослужение. Был распространён слух, что можно опасаться гонения за веру. Ввиду возможности гонения стали запасаться Святыми Дарами, и в кафедральной церкви их раздавали целыми корзинами. В Фессалоники явились комит Ликиний и легат епископ Иоанн, которые объявили, что желающие соединиться с Римом должны подписать у Дорофея libellus. Римскому легату в собрании было предложено исправить некоторые пункты libellus, но тот отказался, говоря, что на это не получено разрешения папы. То же повторилось и на другом совещании. Народ возмутился, собрался у дома «католика» Иоанна, потому что здесь остановились легаты и Ликиний. Этот Иоанн, «всегда отделявшийся от общения с Дорофеем из-за Халкидонского собора» и потому навлекший на себя общую вражду, был убит со своими рабами. Легату Иоанну пробили голову, и он был вынужден укрыться в базилике. Послам советовали уехать ночью, но они отказались, опасаясь быть брошенными в море, и просили охраны у гражданской власти. На другой день, несмотря на то, что восстание кипело, они благополучно успели выбраться из города. Легаты и папа требовали, чтобы Дорофей был низложен и выслан в Рим на суд. Император ответил, что на вызов Дорофея нет достаточной причины, что его будут судить там, где есть больше свидетелей. В августе 520 г. Дорофей отправил к папе Гормизду письмо, в котором говорил, что не виновен в происшедшем, что он уважает папу и приветствует церковь, имеющей в среде своих святителей такого достойного мужа. Но папа ответил ему на это резким письмом. Исследователи находят любопытным, что оскорблённый и униженный Иоанн II Каппадокиец был первым Константинопольским патриархом, который в документах именуется «вселенским». Скончался Иоанн II Каппадокиец в 520 г.



 
PR-CY.ru