ИППОЛИТ РИМСКИЙ - Страница 2

Сохранились также отрывки из «Слова о воскресении и нетлении». Исследователи считают самым большим отделом творений Ипполита толкования Священного Писания, положившие вместе с трудами Оригена начало этому роду церковной письменности: на шесть дней творения, на книгу Бытия, на Исход, на Руфь, на Псалтырь, на Притчи, на Экклезиаста, на Песнь Песней, на пророков Исайю, Иеремию, Иезекииля, Даниила и Захарию, на Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна, на Апокалипсис. В своих многочисленных комментариях на библейские книги, из которых наиболее известен комментарий на книгу пророка Даниила, Ипполит следовал аллегорическому методу Александрийской школы. Он разрабатывал учение о Троице, сложившееся в полемике с модализмом (учением, согласно которому Отец, Сын и Святой Дух являются модусами единой божественной субстанции) и отмеченное субординационистскими чертами. В христологии Ипполит настаивает на реальности человеческой природы Христа. Защищая против монархиан различие Отца и Сына в Святой Троице через внесение некоторого субординационизма, Ипполит столкнулся с другим видным членом римского клира – Каликстом, который обвинил его в двубожии (в свою очередь, Ипполит подозревал Каликста в склонности к учению Савеллия и Феодорита). Сталкивался Ипполит с Каликстом и в вопросе о церковной дисциплине, обвиняя его в чрезмерной снисходительности к кающимся грешникам, объясняемой его личной небезупречностью. По его словам, Каликст оказывал сильное влияние и на Зефирина, которого аттестует как слабого, недалёкого и продажного человека. Между тем при избрании преемника Зефирина верх одержала партия Каликста, который, став папой, не замедлил осудить как савеллианство, так и двубожие, и ещё больше смягчить требования церковной дисциплины. Тогда Ипполит совершенно прекратил общение с Каликстом, принял от своих сторонников (по-видимому, большей частью христиан-греков) избрание и посвящение в епископа Римского, став, таким образом, антипапой. Этот раскол прекратился в 235 г., когда Ипполит вместе со вторым преемником Каликста Понтианом (230–235 гг.) был изгнан «на чумный остров Сардинию» в рудники. Некоторые исследователи (например, Иванцов-Платонов) считали, что Ипполит, вернувшись из Сардинии, отправился на Восток, где познакомился с расколом новатиан, вернулся в Рим с посланием Дионисия Великого, Александрийского епископа в 248–265 гг. и окончил жизнь мученической смертью при Валентиниане или при Клавдии. Но эта гипотеза основана на недоказанном отождествлении Ипполита Римского с Ипполитом, упоминаемым у Евсевия Кесарийского («Церковная история», 6:46) и в сирийском мартирологе (под 30 января). Его тело было перенесено в Рим, а затем из Рима в Сен-Дени. Ипполит был причислен к мученикам и Восточной (память 30 января), и Западной (13 августа) церковью и даже был почтён в Риме около VI в. мраморной статуей, изображающей его сидящим на кафедре, на которой был выгравирован список его сочинений и составленный им пасхальный круг (в виде таблицы, указывающей время для празднования Пасхи на 112 лет); статуя была найдена в 1551 г. Именно мученическая смерть Ипполита в мире с церковью привела к тому, что произведённый им раскол был очень скоро забыт. Этим и объясняются те путанные и противоречивые сведения, которые церковные писатели дают о кафедре Ипполита – епископа, жившего и погребённого в Риме и, однако, не почитаемого епископом Римским. Евсевий Кесарийский, который первый упоминает о нём, ничего не знает о нём, кроме того, что он был епископом «какой-то церкви где-то» (не знают этого и Епифаний, и Иероним). Позднейшие восточные писатели называют его епископом римской гавани, т.е. Порта (или Остии) вблизи Рима на Тибре, а западные писатели, разумея под Portus не portus Рима, а Аден, ищут его кафедру в Аравии. Ипполиту принадлежит также «Апостольские постановления» – свод правил, касающихся церковной литургической жизни Римской церкви в III в. (известных лишь в арабской переделке), и «Хроника», направленная против хилиазма. По мнению исследователей, ложно приписываются Ипполиту восемь отрывков «О богословии и воплощении», приводимые у римского апокрисиария Анастасия, рассказ о коринфской девственнице в «Лавсаике» Палладия, «Слово о конце мира и об Антихристе и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа», «О 12 апостолах, и где каждый из них проповедовал и скончался» и «О семи апостолах». Основной его ошибкой исследователи признают то, что он противопоставил тринитарной формуле (Троица: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой) Виктора – Зефирина идею о соподчинении лиц внутри Троицы, что отбросило его (вместе с приверженцами) в стан еретиков. Поэтому большинство поддержало Каликста I, а Ипполит стал первым антипапой. См. также ПАПА РИМСКИЙ



 
PR-CY.ru