Словарь по христианству И ИППОЛИТ РИМСКИЙ

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

ИППОЛИТ РИМСКИЙ (217–235 гг.) – антипапа, христианский богослов, церковный деятель, римский пресвитер, вставший в оппозицию к папе Каликсту I (217–222 гг.) и его преемникам Урбану I (222–230 гг.) и Понтиану (230–235 гг.). По мнению исследователей, родом был египтянином, но говорил по-гречески и на наречиях Рима, был одним из учеников Иринея Лионского (около 130 –202 гг.), ещё при папе Зефирине (199–217 гг.) стал римским пресвитером и в этом сане приобрёл почётную известность своей учёной деятельностью. Согласно ряду свидетельств, Ипполит порвал с Римской церковью и был провозглашён своими последователями епископом Рима, став первым в истории антипапой. Он одинаково хорошо знал и светскую, и духовную науку, был толкователем Священного Писания, защитником христианства против иудейства и язычества, обличителем современных еретиков и ревностным блюстителем церковной дисциплины. Начал свою деятельность с обличения Римской империи как воплощения дьявола и предсказал её падение. По преданию, был отправлен на рудники Сардинии во время гонения императора Максимина Фракийца (235–238 гг.), где и скончался; перед мученической смертью воссоединился с церковью; причислен к лику святых. Ипполит – один из самых выдающихся христианских писателей своего времени, автор многочисленных литургико-канонических, догматических, полемических, экзегетических и исторических трудов, последний по времени римский христианский автор, писавший по-гречески; имел высокий авторитет за свои сочинения. Неполные каталоги его творений есть в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (около 263 – 340 гг.), у Иеронима Стридонского (342 – 419/420 гг.) и на мраморной статуе, а также случайные указания патриарха Фотия (858–867, 877–886 гг.) и других церковных писателей. Но из его творений сохранилась лишь небольшая часть, да и то в отрывках сомнительной подлинности, а большинство известны лишь по названиям. Наиболее значительное в историко-философском отношении произведение Ипполита – «Обличение всех ересей». О сочинении под таким названием упоминают уже Евсевий и Иероним, но до открытия в 1842 г. на Афоне рукописи, содержащей почти восемь из десяти книг этого сочинения, под названием «Философумены» была известна лишь первая книга, да и та приписывалась Оригену (около 185 – 254 гг.). «Философумены» представляют собой не столько прямое опровержение ересей, сколько их изложение (часто подлинными словами еретиков). Автор, справедливо находя близкое соотношение между ересями и философскими учениями дохристианской древности, посвящает первые четыре книги изложению (часто своеобразному) и истолкованию последних и (что особенно важно) иногда приводит отрывки из сочинений древних философов (например, Гераклита), до нашего времени не сохранившихся. В пятой–девятой книгах излагается учение христианских еретиков, кончая современными Ипполиту ноэтианами и елкезаитами. Десятая книга даёт заключительный обзор всех ересей и в завершение призывает все народы принять истинную веру. К его полемическим сочинениям принадлежат также «Краткое опровержение ересей» (упоминаемое в «Философуменах», но не сохранившееся), «Гомилии Ипполита на ересь Ноэта» (сохранилось 18 глав в Ватиканском кодексе), «Главы против Гайя» (сохранилось пять отрывков на сирийском языке), «К Марикиону» и «Против магов» (известные лишь по называниям). Цель трактата «Обличение всех ересей» – доказать, что источником ересей (прежде всего, гностических учений) является языческая философия и мифология. Трактат содержит богатейший доксографический материал и является важнейшим источником по истории гностицизма. Апологетическими являются два сочинения: «К эллинам и Платону о сущности всего» и «Доказательство к иудеям» (сохранились значительные отрывки). Авторитет Ипполита многих привлёк к христианской религии, был даже организован первый христианский университет Дидаскалейон. Его трактат «О Христе и Антихристе» (наиболее известное сочинение на эту тему во всей патриотической литературе) оказал огромное влияние на представления об Антихристе в позднейшей христианской, в том числе русской традиции (в частности, он до сих пор чрезвычайно популярен среди русских старообрядцев-беспоповцев). Здесь Ипполит развивает мысль о мистической цифре «666» (символ Антихриста), где говорит, что «тайна этого числа будет открыта только в конце времени», т.е. при втором пришествии Христа. В 67 главах этого сочинения, автор, находившийся, как полагают исследователи, под влиянием Иринея Лионского, описывает Антихриста самостоятельной личностью, человеком, который мог произойти из колена Данова и явиться при внешнем подражании полной противоположностью Христу.

 



 
PR-CY.ru