ИУЛИЯ, Юлия - Страница 2

Когда Клавдий узнал об этом, то явился к императору и потребовал для себя смертной казни, рассказав о добродетелях Иулии и исповедовав веру во Христа. После казни Клавдия к префекту пришли 20 его спутников, которые также объявили себя христианами и приняли мученическую кончину. Исследователи отмечают, что литературная и историческая ценность Мученичества Иулии была низко оценена Н. Камюза и Л.С. Тиймоном, тогда как Ж.Б. дю Солье считал его «подлинным и достоверным». Ж. Верден впервые отметил близкое сходство Мученичества Иулии с Мученичеством святых Луцеи и Авцеи и др. и указал на дословные совпадения агиографических произведений. В Мученичестве Иулии повторен сюжет Мученичества Луцеи и Авцеи, изменены лишь некоторые детали и имена персонажей (Клавдий вместо Авцеи, Элидий вместо Элия и т.д.). Вопрос о связи Мученичества Иулии с Мученичеством Луцеи и Авцеи подробно изучил Ж. ван дер Стратен. Почитание Луцеи и Авцеи впервые засвидетельствовано в «Мартирологе Иеронима Стридонского» (V–VI вв.), где мученицы упоминаются под семью числами в разных местах (Рим, Александрия, Фессалоника). По мнению Ипполита Делеэ, Мученичество Луцеи и Авцеи восходит к греческому (по мнению исследователей, греко-италийскому) житийному сочинению, известному исследователям по краткому сказанию в «Синаксаре Великой церкви». В греческом сказании и в некоторых рукописях латинского Мученичества местом подвига святых названа область Кампания, что могло быть понято агиографом, работавшим в Труа, как указание на область Шампань. Мученичество святых Луцеи и Авцеи (Эваиды) под 25 декабря сохранилось в составе той же рукописи из Монпелье, что и ранняя редакция Мученичества Иулии. О популярности агиографического сюжета, основанного на мотиве пленения святой девы варварским правителем, свидетельствует римское Мученичество святых Луциллы и Флоры, также основанное на Мученичестве Луцеи и Авцеи. Таким образом, Мученичество Иулии не представляет собой ценности, по мнению исследователей, для изучения истоков почитания святой в Труа. Самое раннее упоминание о почитании Иулии содержится в «Мартирологе Узуарда» (вторая половина IX в.). Отсутствие упоминаний о Клавдии и других спутниках Иулии указывает на то, что Узуард не был знаком с текстом Мученичества и знал о почитании святой девы из других источников (скорее всего, как полагают исследователи, из предания). Исследователи полагают, что культ Иулии следует связывать с почитанием её гробницы в пригородном некрополе в Труа. Гробница Иулии предположительно находилась на кладбище (некрополь в квартале Сент-Жюль), которое возникло в эпоху Римской империи к западу от города и частично существовало до XIX в. (кладбище Кламар). Систематического исследования некрополя не проводилось. До XII в. сведения о гробнице и о посвящённых Иулии храмах отсутствуют. О капелле святой Иулии в Труа, которая существовала до XIX в., впервые упоминается в документах, датированных 1117 и 1137 гг.

 



 
PR-CY.ru