ИОАНН и МАКАРИЙ - Страница 2

Преподобные сказали старцу Леониду, что Бог разгневался на Соловецкий монастырь из-за отсутствия у иноков мира, взаимной любви и терпения. Святые повелели Леониду сообщить о видении братии. Однако посланный из Герасимовой пустыни в монастырь слуга, не поверив Леониду, не рассказал о чуде, и в праздник Вознесения в 1538 г. Соловецкий монастырь сгорел до основания. Иоанн назван в «Описании о российских святых» (сочинение известно исследователям в списках XVIII–XIX вв.): «Преподобный... свещеносец и ученик бысть святаго Зосимы, преставися в лето 6900» (год, по мнению исследователей, не дописан в части десятков и единиц; в рукописи «Описания...», принадлежавшей историку Павлу Ивановичу Савваитову, указан день кончины преподобного – 18 апреля). По мнению исследователей, определение Иоанна как свещеносца возникло в результате ошибочного прочтения слова «светоносныи» (так преподобный назван в Житии преподобных Зосимы и Савватия). Канонизацией Иоанна и Макария исследователи считают включение их имён в Собор Соловецких святых, празднование которому было установлено в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). Иконописные подлинники XVIII–XIX вв. так описывают внешность Иоанна под 2 июня и 11 ноября: «Возрастом плоск, брада руса, с Николину, впроседь, сухощав, ризы преподобническия» (Институт русской литературы и искусства); «возрастом плоск, брада не велика, с Николину, русая с проседью, проста, лицем сухощав, ризы преподобническия». Как ученики преподобного Зосимы Иоанн и Макарий изображались на миниатюрах из «Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких». Так, в рукописи конца XVI – начала XVII вв. из библиотеки Ивана Александровича Вахромеева Иоанн сопутствует преподобным Зосиме и Савватию в чудесах «Явление больному Анисиму Зосимы, Савватия и старца Иоанна» (Исторический музей) и «Явление Леониду в келье Зосимы, Савватия и Иоанна с обличением монастырских нравов и пророчеством о пожаре» (Исторический музей). В обоих случаях изображение Иоанна помещено между фигурами преподобных Зосимы и Савватия, на второй миниатюре он обернулся к Савватию. В первом случае изображён без нимба, облик соответствует описанию подлинников: средовек, с короткой русой бородой. Святой с подписью «Иоанн» присутствует также вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Германом в правой части выходной миниатюры из Жития с панорамой Соловецкой обители (Исторический музей). Изображение Макария исследователи встречают на трёх миниатюрах, иллюстрирующих «Чудо о просфоре»). На первой Макарий показан в правой части композиции склонившимся к преподобному Зосиме, который, не увидев на трапезе приезжих купцов, посылает Макария на их поиски. На следующей миниатюре Макарий изображён трижды: наблюдает за псом, который «скаче брехавше» вокруг горящей просфоры, поднимает просфору и возвращает потерявшим её гостям. На последней иллюстрации Макарий приводит купцов к преподобному Зосиме и рассказывает братии о чуде. На миниатюре, посвящённой истории «О пожаре и о поставлении новыя трапезы», Макарий изображён на втором плане – спешащим в монастырь из своей пустыни, на первом – утешающим иноков на фоне пожара. Во всех случаях Макарий показан старцем с небольшой бородой, в охристой рясе, в коричневой мантии и куколе. Образы Иоанна и Макария есть на современных иконах «Собор Соловецких святых» (например, на иконе «Соловецкие чудотворцы» 2005 г. из церкви во имя Георгия Победоносца в Ендове, подворье Соловецкого монастыря в Москве).



 
PR-CY.ru