ИОАНН и МАКАРИЙ

ИОАНН и МАКАРИЙ (XV в.) – преподобные (память 9 августа – в Соборе Соловецких святых; в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых (Иоанн)), Соловецкие, ученики преподобного Зосимы Соловецкого (см. ст. Зосима и Савватий, преподобные). Имена Иоанна и Макария исследователи встречают в Житии преподобных Зосимы и Савватия, преимущественно в рассказах о чудесах преподобных (первая половина XVI в.). Макарий, носивший в миру имя Марк, был «хитр на рыбную ловитву». Вместе с преподобным Германом Соловецким весной 1437 г. он приплыл на Большой Соловецкий остров к преподобному Зосиме, «имый с собою морскаго рыбнаго запасу много и иныя запасы, яже бе на потребу манастырю». Марк первым на острове принял монашеский постриг с именем Макарий. В Житии он упоминается как свидетель одного из чудес, совершённых Зосимой при жизни. Преподобный Зосима после литургии благословил неких купцов просфорой, которую они обронили, возвращаясь на корабль. Посланный им вслед Макарий видел, как из земли, где лежала просфора, исходил огонь, и пёс не мог схватить святыню. О Макарии также рассказывается в повествовании «О пожаре и о поставлении новыя трапезы» (чудо относится к периоду игуменства в Соловецком монастыре Исаии, т.е. к 1484–1502 гг.). После того как опустошительный пожар уничтожил в Соловецком монастыре трапезную Успенскую церковь, где хранились все припасы, Макарий («старец некый Макарие именем спостник бе преподобному отцу нашему Зосиме»), живший тогда в пустыни, пришёл в монастырь, утешил братию и призывал не покидать обитель, надеясь на помощь Бога, Пресвятой Девы и преподобных Зосимы и Савватия. Ободрённые его словами иноки принялись за восстановление монастыря и вскоре получили поддержку от благотворителей. Иоанн назван в двух рассказах о посмертных чудесах преподобных Зосимы и Савватия: «О Онисимовой жене» (из числа чудес, записанных соловецким игуменом Вассианом (1522–1526 гг.) и относящихся ко времени игуменства Исаии) и «О явлении старцу Леониду» (первое из чудес, записанных при игумене Филиппе (Колычеве); 1546–1566 гг.)). В повествовании «О Онисимовой жене» рассказывается о том, как преподобные Зосима, Савватий и Иоанн изгнали кудесника из дома благочестивого человека Анисима и его жены. В повествовании содержится характеристика Иоанна: «Той же Иоан всеми знаем бе: мнози свидетелствуют добродетелное его житие, яко велик подвижник бысть в манастыри том, пустынное бо и отходное жителство любя, всякым послушаниемь, и смирением, и кротостию украшен, много лет поработав в манастыри». В повести «О явлении старцу Леониду» рассказывается о том, как старцу Леониду, который занимался рыбным промыслом в Герасимовой пустыни, в шестую седмицу по Пятидесятнице во время ночной молитвы было видение. К нему в келью вошли «три старца, пресветлым светом светящася». Это были преподобные Зосима и Савватий, третьего Леонид не знал; святой «средний возраст имея, сухоняв и скудобрад». Позднее Леониду в монастыре объяснили, «яко третий – Иоанн светоносный по образу. Той же Иоанн всеми знаем бе, соловецкий постриженик и жилец, мнозии о нем свидетельствуют, яко великий бысть подвижник в монастыри том, пустынное бо отхождение и жительство любя, всяким послушанием, и смирением, и кротостию украшен, много же и монастырю поработа в рыбной ловитве».

 



 
PR-CY.ru