ИЗАРН - Страница 3

К 1040 г. монастырь имел 15 приоратов (подчинённых обителей) в Провансе и Испании. Духовное обновление и повышение авторитета монастыря сопровождалось ростом его материального благосостояния. Аббатство получило в дар новые земельные владения в Лангедоке, Пиренеях, Каталонии и в Италии (в Генуе, в Пизе, на острове Сардиния). Изарн деятельно участвовал в движении «Божий мир», укрепляя связи с монастырём Клюни. Со святым Одилоном, аббатом Клюни, Изарна связывала личная дружба. Политика Изарна, направленная на укрепление авторитета церкви, находит параллель в деятельности настоятелей других провансальских и каталонских монастырей, например, Дуранда, аббата Муасака, и Оливы, аббата Риполя и Сен-Мишель-де-Кюкса (каталонский Сан-Микель-де-Куша). Изарн заботился о благоустройстве аббатства Сен-Виктор. По его инициативе над обширной древней криптой с гробницами святых была сооружена новая церковь, которую в 1040 г. освятил папа Римский Бенедикт IX (1032–1145, 1047–1048 гг.). Часть этой постройки, так называемая башня святого Изарна, сохранилась в составе более позднего храма. Незадолго до смерти Изарна в Марсель прибыли монахи монастыря Лерен, разорённого сарацинскими пиратами (1046 г.), с просьбой снарядить посольство в Испанию для выкупа пленных. В 1047 г. Изарн лично возглавил посольство, однако из-за тяжёлой болезни был вынужден остановиться в приорате Сан-Микель-дель-Фай близ Барселоны и поручить миссию графу Барселоны и Жероны Раймунду Беренгарию I Старому (1035–1076 гг.), который вынудил мусульманских правителей Дении (Деньи) и Тортосы освободить пленных. Изарн сопроводил монахов в Марсель и там вскоре скончался. Согласно Житию, тексту эпитафии и обитуарию кафедрального собора Марселя, это произошло 24 сентября (в обитуарии монастыря Сен-Виктор названа другая дата – 23 сентября). Изарн был похоронен в крипте монастырской церкви, где сохранилась надгробная плита (1070–1080 гг.) – памятник романской скульптуры. Пространная эпитафия из десяти строк занимает основную часть плиты, перекрывая рельефное изображение тела Изарна так, что видны лишь голова и ноги святого, а также верхняя часть аббатского посоха. Почитание Изарна возникло сразу после его смерти. Во второй половине XI в. ему поклонялись как главному святому монастыря Сен-Виктор, новому основателю обители и наследнику святого Иоанна Кассиана. Однако широкого распространения почитание Изарна не получило, и вскоре вновь стали молиться «древним» святым монастыря – мученику Виктору и святому Иоанну Кассиану. В 1360 гг. папа Римский Урбан V (1362–1370 гг.), бывший аббат Сен-Виктора, канонизировал Изарна и перенёс мощи святого из крипты в верхнюю церковь. Во время Французской революции 1789–1799 гг. монастырь был закрыт, надгробие Изарна помещено в городском музее (впоследствии возвращено в церковь). До конца XIX в. почитание Изарна сохранялось в епископствах Памье и Марсель, где его память праздновалась под соответственно 25 и 26 сентября.



 
PR-CY.ru