ИЗАРН - Страница 2

Некоторых оппонентов Изарна из числа знатных мирян исследователи готовы идентифицировать с персонажами, известными по документальным источникам. Среди добродетелей Изарна особо подчёркивается нищелюбие, аскетизм и усердие к молитве. «Благочестивая кража» является лейтмотивом повествования. Так, Изарн, «крадучись», шёл в крипту храма и тайно молился, «втихомолку» победил страшного дракона, «украдкой» раздавал монастырское добро нищим. Аскетизм святого в Житии трактуется как мученичество при отсутствии гонителей, внутренняя готовность к жертве. Отдельно описан конь Изарна, которого агиограф сравнивает с Валаамовой ослицей, – оберегая изнурённого ночными бдениями всадника, животное самостоятельно останавливалось перед обрывами и обходило преграды. Верность коня хозяину подчёркивает традиционный топос: смирное со святым, животное имеет неукротимый нрав и не подпускает других седоков. Сходной семантикой обладает образ «запряженного единорога», являющийся аллегорией благочестивого мирянина на службе церкви. Образ заимствован из Жития святого Геральда Аврилакского, составленного святым Одоном Клюнийским. Изарн родился в городе Фределас (ныне Памье, департамент Арьеж) и получил начальное образование у августинских каноников при церкви святого Антонина. Согласно Житию, покинул родной город, последовав за странствующим аббатом Госцелином, и впоследствии принял монашеский постриг от Агдского епископа Стефана. Госцелин и Изарн проследовали в Марсель, где жили родственники аббата. Как паломник Изарн посетил монастырь Сен-Виктор, реформированный около 977 г. аббатом Гвифредом на основе устава Венедикта Нурсийского. Привлечённый славой Иоанна Кассиана и мучеников, мощи которых покоились в обители, Изарн остался вопреки уговорам Госцелина. Вскоре был назначен на должность писца (составителя грамот), затем стал приором. После смерти Гвифреда (ум. в 1020/1021 г.) был избран настоятелем монастыря. Согласно Житию, аббат монастыря Монмажур, возглавлявший совещание братии, предложил насельникам узнать волю Божью, спросив мнение самого юного из воспитанников обители. Когда мальчик указал на Изарна, монахи восприняли его выбор как указание свыше. Изарн стал аббатом монастыря Сен-Виктор в период острого социально-правового кризиса в Провансе (1018–1037 гг.). Слабость судебной и административной власти привела к произволу местной аристократии, представители которой собирали вооружённые отряды и нередко участвовали в разбоях, грабежах и убийствах. При Изарне аббатство Сен-Виктор, владевшее крупными земельными угодьями, не только защищало от посягательств светских феодалов собственные владения и имущество зависимых крестьян, но и вмешивалось в конфликты вне монастырской юрисдикции.

 



 
PR-CY.ru