ИОАННА БОГОСЛОВА «ОТКРОВЕНИЕ» - Страница 70

Этот список сохранил мало известную исследователям иконографию иллюстраций к «Апокалипсису». Ярким примером её неординарности исследователи называют миниатюру к главе 34 «О брани, бывшей между святыми аггелы и злыми силами, и о падении змиеве». На ней изображены ангелы в монашеском облачении, копьями поражающие из небесной сферы семиглавого змея (воинство дьявола не показано; ср. клеймо иконы «Святая Троица, в бытии», вторая половина XVI в. СИХМ). В XVII–XIX вв. в России получили распространение лицевые списки «Толкового Апокалипсиса» с текстом, восходящим к изданию, которое выпустила в 1625 г. типография Киево-Печерской лавры. Одним из самых ранних в ряду таких списков исследователи называют Апокалипсис середины XVII в. из собрания графа Алексея Сергеевича Уварова (Исторический музей; 54 миниатюры). Хотя в нём даже сохранены вставки на греческом языке, имеющиеся в печатной книге, в рукописном варианте текст оригинала 1625 г. претерпел серьёзную перекомпоновку. В рукописи из собрания А.С. Уварова внутри глав, называемых вслед за киевским образцом «зачалами», отдельное толкование не располагается сразу же за соответствующим текстом «Откровения» Иоанна Богослова: впереди идёт группа стихов «Апокалипсиса», затем иллюстрация и только после неё – несколько толкований. Иногда внутри «зачала» помещается не одна, а две, а то и четыре миниатюры. Поскольку рукопись из собрания А.С. Уварова дошла с большими утратами (недостаёт 30 глав), первоначально в ней могло быть, как полагают исследователи, до 84 иллюстраций. Особенности иллюстративного ряда рукописи дают исследователям основания относить его к самостоятельной редакции. Исследователи не сомневаются, что миниатюры выполнялись самим писцом книги, незаурядным каллиграфом и изографом, создавшим в середине XVII в. ещё две лицевые рукописи – «Житие апостола Иоанна Богослова» (Российская национальная библиотека) и «Александрию Сербскую» (Исторический музей). Принимая во внимание иконографическое своеобразие и стилистические характеристики иллюстраций этих памятников, исследователи делают вывод, что все три рукописи появились в крупном центре книжной и художественной культуры Русского государства. Среди кодикологических свидетельств атрибуционного значения наиболее ценным исследователи считают наличие в лицевой «Александрии Сербской» читательских записей третьей четверти XVII в. московского (!) дворянина Н. Ф. Безобразова. Богатый материал для иконографических разысканий содержат три лицевых «Апокалипсиса» последней четверти XVII в.: роскошный «подносной» экземпляр из собрания Московской духовной академии (Российская государственная библиотека; 73 миниатюры) – при раскраске использовалось золото; перед миниатюрами – шёлковые завесы; список из Российской национальной библиотеки (86 миниатюр), для расцвечивания которого также применили золотую краску; список с аналогичной иконографией, входящий в эсхатологический сборник из Синодального собрания (Исторический музей; 86 миниатюр). О Синодальном сборнике исследователям известно, что он принадлежал крестовому иеромонаху Никифору, служившему, как полагают исследователи, в домовой церкви патриарха Адриана (1690–1700 гг.). После смерти иеромонаха Никифора (23 ноября 1696 г.) сборник с лицевым «Апокалипсисом» был взят по патриаршему указу в ризницу. Знакомство с русскими лицевыми «Апокалипсисами» XVI–XVII вв. показывает исследователям, что их иллюстрации представляют собой образный текст со многими устойчивыми иконописными формулами, облегчающими постижение смысла «Откровения» Иоанна Богослова.

 



 
PR-CY.ru