ИОАНН Скот Эриугена - Страница 2

Рукопись с произведениями Дионисия Ареопагита была отправлена в 827 г. греческим императором Михаилом императору франков Людовику I Благочестивому (последний передал её аббату Гильдуину). Однако  никто не мог выполнить перевод с греческого языка, пока не появился Иоанн Скот. После этого Дионисий Ареопагит начинает оказывать значительное влияние на развитие католической философии на Западе. Наиболее значительное сочинение самого Иоанна Скота называлось (по-гречески) «О разделении природы». Книга эта представляет собой то, что в схоластические времена подпало бы под определение «реализма», т.е. в ней, в соответствии с учением Платона рассматривалась проблема универсалий, и отстаивалось воззрение, что универсалии существуют до конкретных вещей. В понятие «природы» Иоанн Скот включает не только сущее, но и то, что не существует. Вся природа разделяется на четыре вида: 1) творящая, но не сотворённая, 2) творящая и вместе с тем сотворённая, 3) сотворённая, но не творящая, 4) нетворящая и несотворённая. Первая природа – это очевидно, Бог. Вторая природа – (платоновские) идеи, существующие в Боге. Третья природа – вещи, существующие в пространстве и времени. Четвёртая природа – неожиданно снова Бог, но уже не как творец, а как конец и цель всех вещей. Все, что обязано Богу своим возникновением, стремится вернуться к Нему; таким образом, конец всех вещей совпадает с их началом. Соединительное звено между единым и многим образует Логос. В область небытия Иоанн Скот включает различные вещи, например, физические предметы, не принадлежащие к умопостигаемому миру, и грех, поскольку он означает утрату божественного образа. Поистине существует только творящая, но несотворённая природа; она является сущностью всех вещей. Бог – это начало, середина и конец вещей. Сущность Бога не познаваема ни для людей, ни даже для ангелов. В известном смысле Бог непознаваем даже для Самого Себя: «Бог не знает о Самом Себе, что Он есть, так как Он не есть нечто; в известном отношении он не постижим ни для Самого Себя, ни для чьего бы то ни было разума». Но бытие Бога может быть обнаружено из бытия вещей; Его мудрость – из их порядка; Его жизнь – из их движений. Его бытие есть отец, Его мудрость – сын, Его жизнь – Дух Святой. К Богу не приложимы никакие определения. Существует положительное богословие, в котором Он определяется категориями истины, добра, существования и т.д.; но подобные определения верны лишь как символы, ибо все эти предикаты имеют противоположное значение, представляющее их отрицание, Бог же не имеет противоположного значения, представляющего Его отрицание. Вид вещей, которые творят и вместе с тем сотворены, охватывает все первопричины, или первообразы, или платоновские идеи. Совокупность этих первопричин составляет Логос. Мир идей вечен, но, тем не менее, сотворён.

 



 
PR-CY.ru