«ИХТИС» - Страница 2

Текст этих стихов исследователи впервые встречают в речи императора Константина I Великого, сохранившейся в передаче Евсевия Кесарийского. На латинском Западе этот акростих был известен Лактанцию (около 250 – около 320 гг.) и Августину Блаженному, который приводил в сочинении «О граде Божием» греческий текст и латинский перевод, а также связывал акростих с акронимом «ИХТИС»: «Если первые буквы греческих слов... соединить вместе, то получится слово «ΙΧΘΥΣ», т.е. рыба. Под именем рыбы таинственно разумеется Иисус Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным». Эта связь была известна и более поздним авторам, у которых нередко сам акроним «ИХТИС» также считался восходящим к сивиллам. Так, Туринский епископ Максим (V в.), писал: «Иисус Христос... у Сивиллы называется ΙΧΘΥΣ, греческим именем..., которое обозначает рыбу, поскольку Он погрузился в море сего мира и нынешнего века». Наиболее ранние изображения рыбы с надписью: «ΙΧΘΥΣ» – или отдельно надписи и изображения появились в росписях римских катакомб в евхаристическом контексте и датируются около II в. (например, катакомбы Присциллы, вторая половина II – первая половина III вв.): рыба с корзиной хлеба (катакомбы св. Каллиста, первая половина III в.); рыбы на столе в сценах агап; две рыбы по сторонам корзины с хлебом изображены в напольной мозаике церкви в Табге (IV в.). Сцена благословения Иисусом Христом рыбы и хлеба является одним из часто встречающихся сюжетов в рельефах саркофагов, иногда располагалась рядом с «Воскрешением Лазаря» (Рим, Ватикан, саркофаг IV в.). На боковой пластине реликвария из Брешиа (Музей Чивико, около 340 г.) изображена огромная рыба, висящая на гвозде, а на симметричной пластине – петух на высокой колонне, что интерпретируется как напоминание о событиях Страстной пятницы и Жертве Иисуса Христа. Надпись «ΙΧΘΥΣ» включена в разнообразные композиции, символически представляющие евангельские события, или как наименование Иисуса Христа помещается рядом с его историческим изображением. На резной пластине деревянных дверей церкви Санта-Сабина в Риме (около 430 г.) в сцене «Вознесение» Иисус Христос представлен во славе с символами евангелистов, держащим в левой руке развёрнутый свиток с надписью: «ΙΧΘΥΣ», а по сторонам Его фигуры вырезаны буквы «Α» и «Ω». «ΙΧΘΥΣ» написано над Крестом во славе, символизирующим Иисуса Христа в композиции «Преображение» в мозаиках апсиды церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (около 549 г.). На мозаике, украшающей стенки бассейна баптистерия (музей Туниса, IV в.), сцена «Крещение» представлена символически изображением большой рыбы (или дельфина), над которой парит Святой Дух в виде голубя, от его клюва исходит три луча, и т.д. В средневековом искусстве раннехристианские символические мотивы встречаются редко. Так, в росписи церкви Спасо-Мирожского монастыря в Пскове (рубеж 1130 и 1140 гг.), в композиции «Тайная вечеря», в чаше на столе изображена огромная рыба, символизирующая Жертву Спасителя. В западноевропейском искусстве эта символика удерживается значительно дольше, главным образом, в книжной миниатюре (например, Псалтирь Альбани из ризницы церкви св. Годегарда в Хильдесхайме, Германия, между 1114 и 1116 гг.).



 
PR-CY.ru