«ИХТИС»

«ИХТИС» (греч. – рыба) – акроним, в котором соединены имя Иисуса Христа и первохристианская вероисповедная формула: «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель»; наиболее распространённым является написание заглавными буквами – ΙΧΘΥΣ, хотя встречается и строчное написание. «ИХТИС» (как и рыба) – один из символов Иисуса Христа, распространённый в раннехристианской литературе и искусстве, а также символ христиан. Акроним «ИХТИС» применяется только по отношению к Иисусу Христу; изображение рыбы может обозначать как Христа, так и христиан. Прямое символическое отождествление Иисуса Христа с рыбой в Новом Завете не встречается; однако в экзегезе первых веков христианства ряд мест Нового Завета, где упоминается рыба, был интерпретирован в христологическом смысле. Представление о крещении как о новом рождении из воды стало основанием для применения образа ИХТИСа к Иисусу Христу и к христианам. В основе уподобления христиан рыбам также лежат тексты Нового Завета, в которых апостольская проповедь сравнивается с рыбной ловлей (см.: Мф. 4:18–19; 13:47–49; Мк. 1:16–17; Лк. 5:10; Ин. 21:9–14). В III в. апологет Тертуллиан, рассуждая о крещении, писал: «...Мы, маленькие рыбки (pisciculi), рождаемся в воде, подобно нашей Рыбе Иисусу Христу, и, лишь оставаясь в воде, будем спасены». Употребление в латинском тексте греческого слова «Ихтис» исследователи интерпретировали как указание на то, что Тертуллиану было известно раннее христологическое значение акронима ΙΧΘΥΣ. Вместе с тем он не предлагает толкования этого акронима; у других авторов I–IV вв. также нет специальных ссылок на акроним, на основании чего исследователи сделали вывод, что первоначально символ «ИХТИС» существовал лишь в христианской религиозной практике и в искусстве. Образ Иисуса Христа как рыбы был широко распространён в патристической литературе. Так, Гиппонский епископ Августин Блаженный в «Исповеди» сравнивал Иисуса Христа с рыбой, которая дана в пищу христианам, говоря о «трапезе, когда подаётся рыба, извлечённая из глубины», которую Сам Бог приготовил для верующих, т.е. о евхаристии. Комментируя Евангелие от Иоанна, Августин Блаженный развивал эту мысль и подчёркивал евхаристическое значение образа рыбы в связи с евангельским чудом умножения хлебов и рыб (см.: Ин. 6:9–11), а также объяснял образ «печёной рыбы», которую Иисус Христос преподал ученикам: «Печёная рыба (piscis assus) – это пострадавший Христос». Подобные аналогии встречаются и у многих других авторов патристической эпохи. Так, например, Павлин Милостивый, епископ Ноланский, упоминая чудо умножения хлебов и рыб в евхаристическом контексте, отмечал: «...Пятью хлебами и двумя рыбами насытил [народ] Христос, будучи Сам истинным Хлебом и Рыбой живой воды (aquae vivae piscis)». У Амвросия Медиоланского (ум. в 397 г.), образ рыбы связывается с искуплением; при этом он опирается на евангельский эпизод с рыбой, которую по приказанию Иисуса Христа выловил апостол Пётр, который нашёл у неё во рту золотую монету (статир), чтобы дать в качестве жертвы для Иерусалимского храма (см.: Мф. 17:24–27). Новое христологическое понимание образа ИХТИСа возникает в IV в. в связи с толкованием фрагмента восьмой книги «Сивилльских оракулов» (см. ст. Сивиллы книги), содержащей пророчества, приписываемые эритрейской сивилле. Первые буквы стихов 217–250 греческого текста образуют акростих «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель, Крест» (ΙΗΣΟΥΣ ΧΡΙΣΤΟΣ ΘΕΟΥ ΥΙΟΣ ΣΩΤΗΡ ΣΤΑΥΡΟΣ).

 



 
PR-CY.ru