ИРВИНГИАНСТВО - Страница 3

Проповедь оглашалась по вечерам в среду, в субботу служилась всенощная служба, в воскресенье по утрам служилась утреня и литургия, после которой обычно следовала общая исповедь, на которой совершающий литургию просил прощения за всех присутствующих. Церковная иерархия ирвингиан вместо трёх степеней, как в традиционном христианстве, имела четыре степени: апостолы, пророки, ангелы, или пастыри (епископы и пресвитеры), и евангелисты. Ирвингиане считали себя «святыми последних дней» и заботились о восстановлении нравственной чистоты и человеколюбия. Привлекательность их учения состояла в том, что они не требовали от вступающих в общину отречения от тех вероисповеданий, к которым человек принадлежал до вступления. В 1833 г. когда Лондонская пресвитерии лишила Эдварда Ирвинга кафедры (за проведение экстатических служений с опытом глоссолалии, что иногда воспринимается как начало пятидесятничества), часть его сторонников присоединилась к общине так называемой Кафолической апостольской церкви. Но в то же время движение ирвингианства не прекратило своего существования, напротив, оно получает распространение и в пресвитерианской Шотландии, и даже в протестантской Европе. В Германии к нему присоединились некоторые протестантские общины. Один из лидеров движения У. Доу даже посетили Россию, но его проповедь успеха не имела; позже в Санкт-Петербурге (на бывшей Троицкой улице, современной улице Рубинштейна), всё же возникла небольшая община. Своё учение ирвингиане в XIX в. пропагандировали в том числе в Риге и в Ревеле. С идеями ирвингианства был знаком, в частности, Алексей Степанович Хомяков. В конце XIX – начале XX вв. на эти идеи ссылались сторонники реформ в русском православии (Михаил Павлович Фивейский). Но в целом ирвингианство не образовало самостоятельной конфессии, и его сторонники существовали в рамках традиционных протестантских церквей. В 1840 г. сторонники ирвингианства попали под влияние католицизма и создали развитую обрядность. С этими изменениями ирвингианство просуществовало до начала XX в., когда большая часть его сторонников влилась в пятидесятничество, а позже – в харизматическое возрождение. Популярность ирвингианства стала резко падать во второй половине XIX в. После смерти в 1901 г. последнего «апостола» численность ирвингиан начала неуклонно уменьшаться. В XX в. и до настоящего времени общины ирвингиан существуют во всех странах Европы (в основном, в Германии и Великобритании) и в Северной Америке, их численность на конец XX в. не превышала 50 тысяч человек. Сведений о существовании в России и странах СНГ нет. Эсхатология ирвингианства оказали влияние также на развитие дарбизма и диспенсационализма.



 
PR-CY.ru