ИРВИНГ Эдуард

ИРВИНГ Эдуард (1792–1834 гг.) – шотландский протестантский мистик, проповедник, основатель секты ирвингиан (ирвингитов), предшественник пятидесятничества и харизматического возрождения (см. Харизматики). Родился в семье кожевника, был воспитан в духе пресвитерианства. После окончания школы в Аннане в возрасте 13 лет поступил в Эдинбургский университет. В 1809 г. получил степень магистра искусств. С 1810 г. преподавал математику в школе в Хаддингтоне, в свободное время посещал занятия в Эдинбурге и давал частные уроки. В 1812 г. стал директором школы в Керколди. В июне 1815 г. получил лицензию проповедника в родном городе и продолжил преподавательскую деятельность. Летом 1818 г. Эдуард Ирвинг переехал в Эдинбург и готовился к миссионерской поездке в Персию, но в октябре следующего года принял предложение Томаса Чалмерса (будущий основатель Свободной шотландской церкви, 1843 г.) стать его ассистентом и миссионером-проповедником в приходе св. Иоанна в Глазго. В эти годы Эдуард Ирвинг познакомился с английским философом Томасом Карлейлем, стал интересоваться религиозными вопросами и получил должность одного из руководителей миссионерского общества. Изучая «Апокалипсис» и сопоставляя с его текстом нравственное состояние современного ему христианства, Эдуард Ирвинг пришёл к убеждению о необходимости и возможности нового излияния Святого Духа на всякую плоть (Деян. 2:17) для возрождения в человечестве Духа Христова. Не отрицая исторического смысла Реформации и кальвинистской концепции христианских таинств, Эдуард Ирвинг подчёркивал действие Святого Духа в церкви, которое, о его мысли, перед Вторым пришествием не только возродить в первоначальном, апостольском виде, но и привести её в ходе «последнего излияния Духа» к вершине духовного пути. Исповедуя постмилленаристские взгляды (см. Постмилленаризм), Эдуард Ирвинг считал, что его учение об эсхатологическом «излиянии Святого Духа» направлено на победу церкви в истории, ортодоксальный же кальвинизм не в силах решить эту задачу. Человек глубоко убеждённый, Эдуард Ирвинг своими проповедями нередко доводил своих слушателей (а особенно слушательниц) до настоящей экзальтации и даже истерики, которая сопровождалась бессвязными восклицаниями, потоками непонятных речей. Эти речи своих слушателей Эдуард Ирвинг отождествлял с теми «странными глаголами» (глоссолалией), о которой говорится в книге «Деяний святых апостолов» (2:4), и пророчествами, которые описывает апостол Павел в Первом послании к Коринфянам; в этом тождестве он окончательно убедился после ряда совершившихся при этом исцелений. Убеждённый, что именно через него и в его общине предопределено возродиться истинной церкви, по подобию апостольской церкви, Эдуард Ирвинг старался сделать из своей общины по возможности точное воспроизведение апостольской церкви, со всеми её учреждениями и чинами, изображёнными у апостола Павла (Еф. 4:11 и др.) и в «Апокалипсисе»: «ангелами», «апостолами», «евангелистами», «пророками» и «учителями»; сам Эдуард Ирвинг становится «ангелом» общины. Последователи Эдуарда Ирвинга свято верили в его учение об излиянии на них Святого Духа и беспрекословно повиновались во всем своему учителю. Община ценила Эдуарда Ирвинга и за пастырские визиты: он посещал бедные дома, утешал больных и отдавал большую часть своего дохода неимущим.

 



 
PR-CY.ru