ИНОВЕРЦЫ - Страница 2

Канонический запрет бытового общения не отменяет долга деятельной христианской любви ко всякому человеку, к какой бы религии он ни принадлежал. В синодальный период термин «иноверцы» в Российской империи имел юридическое значение. Так называли категорию подданных, которые в зависимости от своей религиозной принадлежности имели особый правовой статус. К ним относились представители только признанных законодательством исповеданий, имеющие в России религиозные общины: мусульмане, иудеи, буддисты, шаманисты. Представители других нехристианских учений (например, индуисты, конфуцианцы) в эту категорию не включались, хотя пребывавшие в России иностранцы могли легально исповедовать их и открывать культовые здания при посольствах. Нередко термин «иноверцы» употреблялся в более широком юридическом значении; так называли и представителей узаконенных в России инославных конфессий (см. ст. Инославные). Надзором и контролем за иноверцами и инославными в XIX – начале XX вв. занимался Департамент духовных дел иностранных исповеданий Министерства внутренних дел России. От него зависели духовные правления мусульман, Комиссия о вакуфах, Раввинская комиссия и другие руководящие органы и духовные лица различных религий. Мусульманским муллам и буддийским ламам назначалось содержание из государственной казны, под контролем государства разрешалось строить ограниченное количество мечетей, дацанов, синагог, открывать духовные школы. Российское законодательство отличалось веротерпимостью, принадлежность к разным религиям оказывала небольшое влияние на гражданские права подданных. Для родовой знати иноверцев (в том числе из язычников) был открыт доступ к дворянскому сословию. Исповедующие ислам татары и башкиры имели практически одинаковые права и обязанности с православными. Особый статус имели иноверцы, считавшиеся инородцами: осёдлые и кочевые народы Дальнего Востока, Сибири, Средней Азии, Кавказа, ненцы, калмыки, евреи. В отношении их существовало специальное законодательство, они освобождались от воинской повинности. Для иудеев ограничивались права на жительство (черта осёдлости), на занятие государственных должностей, на производство в офицеры, на поступление в высшие и средние учебные заведения и проч. Неравноправие иноверцев с православными проявлялось, прежде всего, в правовом статусе религиозных общин и ограничениях, связанных с переменой вероисповедания и с прозелитизмом. Отпадение от православной церкви или любого другого христианского исповедания в нехристианское воспрещалось; переход иноверцев в православие был открыт и поощрялся. В XVIII в. бывшие иноверцы после крещения освобождались от податей и рекрутской повинности на три года, от крепостной зависимости от владельцев-нехристиан (кроме владельцев из литовских татар) и даже от уголовного преследования за преступления, совершённые до обращения.

 



 
PR-CY.ru