ИНОВЕРЦЫ

ИНОВЕРЦЫ – общее наименование лиц, принадлежащих к иной религии, чем христанство. По отношению к христианам иноверцами являются верующие нехристиане. Господь заповедал Своим ученикам: «...Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам...» (Мф. 28:19–20). Поэтому на церкви лежит обязанность проповедовать истинную веру во Христа всем людям. Эта проповедь, по заповеди Спасителя, должна совершаться в духе любви к иноверцам. Во взаимоотношениях христиан с иноверцами должны царить человеколюбие, взаимное уважение, общая забота о мире, о сохранении целостности творения и священного дара жизни, о нравственных ценностях, разделяемых и проповедуемых всеми религиями. В то же время церковь ограждает своих чад от отпадения от Христа через общение с неверующими в Него. Каноны воспрещают всякое общение с иноверцами в священных обрядах. Апостольское правило 71 гласит: «Аще который христианин принесёт елей в капище языческое, или в синагогу иудейскую, в их праздники, или возжет свечу: да будет отлучён от общения церковнаго». В толковании на это правило епископ Никодим (Милаш) писал: «Если христианин не смеет иметь никакого религиозного общения с иудеями, которые, во всяком случае, почитают Моисея и пророков и которые являются членами ветхозаветной церкви, то тем более не должен иметь ни малейшего общения с язычниками, не знающими Бога. В силу этого данное правило предписывает лишать церковного общения каждого христианина, приходящего с религиозными приношениями в места, называемые у язычников святилищами, и дающего в знак благоговения в дни языческих праздников елей и свечи». Запрещение религиозного общения с иноверцами содержится также в Апостольских правилах 7 и 65, в канонах 29, 37 и 38 Лаодикийского собора. Ограждая чад церкви от отпадения в иудаизм, отцы Трулльского собора изрекли правило 11: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мытися. Аще же кто дерзнёт сие творити, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучён». Этот запрет бытового общения в условиях секулярного мира становится неосуществимым в буквальном смысле. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел ставит рамки запрету бытового общения христиан с иноверцами: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего, но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог» (1 Кор. 5:9–13).

 



 
PR-CY.ru