ИКОНОГРАФИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Страница 3

Некоторые иконографические изводы сохранились почти без изменений, например, образ Богородицы на престоле с Младенцем Христом, сидящим фронтально на коленях Матери, Она придерживает Его правой рукой у плеча, а левой у ножки. Такое изображение чаще всего представлено в конхе алтарной апсиды (в храмах Святой Софии Константинопольской, 876 г.; в кафоликоне монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 1030 гг.; в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502 г., и др.). Повторением древнего образца является изображение в алтаре церкви святой Софии в Охриде (1030 гг.) Божьей Матери Никопеи, держащей образ Младенца в медальоне, вместе с тем в послеиконоборческий период получил распространение тип Божьей Матери Никопеи (в рост) с Младенцем, изображённым не в медальоне (например, в церкви Успения Богородицы в Никее, 787 г. (не сохранилось); в Святой Софии Константинопольской, 1118 г.; в соборе Гелатского монастыря, около 1130 г.). Тип Богородицы с образом Младенца в медальоне известен исследователям в нескольких вариантах: с образом перед грудью, в рост Оранта, Влахернитисса (Великая Панагия – мраморный рельеф XII в. из церкви Санта-Мария Матер Домини в Венеции; икона Божьей Матери с пророком Моисеем и патриархом Евфимием (XIII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), икона «Ярославская Оранта» (XII в., Третьяковская галерея); роспись церкви Спаса на Нередице, 1199 г. (изображение не сохранилось), и поясное изображение (в русской традиции известно как «Знамение», например, икона Божьей Матери из Софийского собора в Новгороде, около 1160 г.; мозаика нартекса монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316 – 1321 гг.). Многочисленные иконографические варианты дал тип Одигитрии, к которому относятся такие чудотворные иконы, как Смоленская, Тихвинская, Казанская и другие. В послеиконоборческий период распространяются образы Богородицы Елеусы (Милостивой), Гликофилусы (Сладкое лобзание; в русской традиции Умиление), известные также под именем Влахернитиссы (икона XII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божьей Матери и др.). Этот тип изображений подчёркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318 гг.; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображён вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., Тверской областной музей; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божьей Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в повороте на три четверти.

 



 
PR-CY.ru