ИППОЛИТ - Страница 3

Под 22 августа память Ипполита, Кириака и Архелая значится в лионских календарях первой половины IX в. и в Мартирологе Флора Лионского (середина IX в.), под 23 августа – в так называемом Малом Римском Мартирологе (середина IX в.). Последний день памяти трёх мучеников (без сказания) упоминается также в Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда (вторая половина IX в.). Кардинал Цезарь Бароний поместил память Ипполита в Римском Мартирологе (XVI в.) под 22 августа и отнёс кончину мученика к правлению императора Александра Севера (222–235 гг.). Под этой датой поминовение (commemoratio) Ипполита включено в тридентские богослужебные книги. Противоречивые данные агиографических текстов, посвящённых Ипполиту, стали предметом дискуссии среди исследователей, которые указывали на то обстоятельство, что в древнейшем римском календаре «Depositio martyrum» (354 г.) значится память только св. Ипполита, римского пресвитера и мученика (13 августа), тогда как память Ипполита из Порта в нём отсутствует. Считая сказание об Ипполите неисторичным, Ииоганн-Йозеф Игнац фон Дёллингер полагал, что оно возникло под влиянием культа Ипполита, мученика Римского. По мнению исследователя, в IV в. в Римском Порте почитались мученики Нонн, Таврин и Геркулан, память которых указана в «Depositio martyrum», впоследствии Нонн был отождествлён с Ипполитом. Согласившись с этой точкой зрения, Ипполит Делеэ отметил, что в посвящённом Ипполиту Римскому гимне Пруденция (начало V в.) местом казни мученика названо устье реки Тибр (ostia Tiberina). Исследователь полагал, что данное сообщение могло быть понято как указание на Остию или на Римский Порт и способствовало возникновению там особого культа местного мученика, отличного от Ипполита Римского. По мнению И. Делеэ, одной из причин отождествления Ипполита с Нонном стали путаные и неясные сведения из Мартиролога Иеронима Стридонского. Однако В. Саксер подчеркнул, что нет оснований относить записи об Ипполите (Нонне) в Иеронимовом Мартирологе к эпохе составления италийской редакции (первая половина V в.), т.к. они могли подвергаться правке в позднейшее время. Исследователь доказал первичность почитания Ипполита Римского, существование которого в середине IV в. подтверждается сведениями письменных источников и археологических раскопок. Напротив, культ Ипполита в Римском Порте, по мнению В. Саксера, возник лишь в конце IV в. в связи со строительством базилики над гробницами местных мучеников. А. Брент связывал возникновение почитания Ипполита с конфликтом вокруг избрания епископа (папы) Дамаса I (366 г.).

 



 
PR-CY.ru