ИППОЛИТ - Страница 2

Мученичество было составлено не позднее конца IX в., о чём свидетельствуют греческие календари этого времени, в которых отмечена память Ипполита: в Патмосском списке Типикона Великой церкви (IX–X вв.) под 30 января указана память Ипполита, епископа Рима, пострадавшего вместе с другими 16 мучениками; в Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) под этим же числом приводится краткое сказание об Ипполите, который назван папой Рима, и перечислены имена 23 пострадавших с ним, однако в самой заметке рассказывается только о кончине Кенсорина, воинов, обращённых им ко Христу в темнице и не названных по имени, Хрисы, Савина и Ипполита. В Минологии императора Василия II (первая четверть XI в.) и некоторых византийских Синаксарях XII в. память Ипполита обозначена под 29 января, на полях рукописного Синаксаря XII в. – под 13 июля. Исследователи полагают, что указание на епископский сан Ипполита заимствовано из Пасхальной хроники (VII в.), где упоминается Ипполит, епископ Порта, расположенного недалеко от Рима; в Хронике Георгия Синкелла (рубеж VIII и IX вв.) сообщается об Ипполите, философе и епископе Порта. Дата 30 января, по мнению исследователей, восходит к Сирийскому Мартирологу (411 г.), где под этим числом содержалась память Антиохийского мученика Ипполита. В Великих Минеях Четьих митрополита Макария под 30 января обозначена память Ипполита, папы Римского, и пострадавших с ним, заимствованная из византийских Синаксарей. Впоследствии Димитрий Ростовский поместил в «Книге житий святых» под этим же числом сказание об Ипполитее. В комментариях к изданию «Житий святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней святителя Димитрия Ростовского...» сказано, что Ипполит был епископом Остийской пристани и пострадал в 269 г.; этот Ипполит отождествлён с Римским мучеником Ипполитом (память 13 августа), и с Ипполитом Римским, церковным писателем. Самые ранние упоминания о почитании Ипполита на Западе содержатся в италийской редакции Мартиролога Иеронима (первая половина V в.). Формулы записей различны: в ряде случаев вместе с памятью Ипполита содержится память других мучеников. Так, в Эхтернахской рукописи (VIII в.) под 21 августа указана память «в Римском Порте Ипполита, Траяна, Квадрата, Прима»; под 22 августа – «...И в Римском Порте Перегрина, Априлия, Марциала, Авреи, Эпиктета, Марцелла, Аврелия (ошибочно вместо Авреи), Феликса, Ипполита, Сатурнина»; под 23 августа – «...И в Римском Порте Нонна, и в Остии Кириака, Архелая». В других рукописях под 22 или под 23 августа обозначена память «в Порте города Рима... св. Ипполита, прозванного Нонном» (Виссембургская рукопись, третья четверть VIII в.). Ж.М. Ханссенс полагал, что первоначально память Ипполита отмечалась только 21 августа, затем было установлено второе празднество – 23 августа. Кроме августовской группы записей в Мартирологе содержатся упоминания и о других днях празднования: под 11 сентября – Ипполита и Ингенуя (в Римском Порте), под 12 сентября – Прота, Санктина и Ипполита (в Риме). По мнению П. Тестини, празднование в честь Ипполита под этими числами было установлено в память об освящении базилики над гробницей святого. В Мартирологе Беды (первая половина VIII в.) память Ипполита и других остийских мучеников отсутствовала.

 



 
PR-CY.ru