ИШХАНИ - Страница 11

В надписи, выполненной нусхури, некий Иоване просит Пресвятую Богородицу о ходатайстве. Две надписи, выполненные мхедрули, исследователи относят к XIV–XV вв. – это обращение к Пресвятой Богородице и великомученику Димитрию некоего Кебы-Липарита и неизвестного лица. С. Саргисян отметил также написанную армянскими буквами дату 690 г. (соответствует 1241 г.) – без указания, где она помещалась. Однонефная церковь во имя Богородицы cохранилась в 3 м к югу от кафоликона. Церковь небольшая (10,35х5,65 м), возведена царём Тао Гургеном II в 1006 г. На архитраве портала северного входа помещена строительная надпись, исполненная асомтаврули: центральная часть, выполненная более крупными буквами, проходит по внешнему полукружию тимпана, следующая высечена концентрично расположенными полукруглыми строками в её центре, конец надписи (содержащий дату) расположен горизонтально на нижней кромке тимпана. В надписи царя Гургена II сказано: «...Построил сию святую церковь во имя святой Богородицы, для моления души моей. Святая Божья Матерь, будь мне шатром в тот День Суда. «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс. 117:20). Все входящие, помяните меня в молитве. Короникон был 226 (1006 г.)». С правой стороны надписи, напротив грузинской даты, указан тот же год, но в пересчёте на армянское летосчисление (45 г.) армянскими буквами. Исследователи считают, что армянское обозначение даты – дань местному халкидонитскому армянскому населению. Исследователи считают, что царь возвёл церковь как свою будущую усыпальницу: в текст надписи были включены строки погребального характера из Псалтири. То, что церковь использовалась как царская молельня, доказывает также и расположение южного портала кафоликона и северных дверей церкви друг против друга: очевидно, это было сделано для того, чтобы во время богослужения священник легко мог перейти из главного храма в царскую молельню. Церковь выстроена из мозаично сложенных чисто тёсанных камней жёлто-розового и красного цветов. Зал перекрыт коробовым сводом на одной подпружной арке, опирающейся на двухступенчатые выступающие пилястры, апсида – конхой. Продольные стены в интерьере украшены двумя декоративными арками. С севера был вход (заложен), с запада мусульманами был пробит новый вход. Часть южной стены выломана, восточный и западный рельефно украшенные фасады ободраны. С востока и запада церковь имеет по одному окну. В 1874 г. посетивший эти места фотограф Дмитрий Иванович Ермаков зафиксировал наличники с тонкой резьбой орнаментальных плетений (к 1917 г. полностью утрачены). В алтаре сохранились следы забеленной росписи. Фасады были облицованы хорошо тёсанным камнем красно-жёлтого цвета и богато декорированы, профилированный карниз помещён между жгутами, его плоскость покрыта орнаментом. Оба окна декорированы аналогичным образом: вокруг проёмов с трёх сторон тянутся орнаментированные плетением наличники, выше посажены навершия с горизонтальными отворотами. Над восточным окном был расположен высокий расцветший крест. В орнаменте западного окна, состоящем из плетёных кругов, свободные места заполнены рельефами зверей и птиц. Хорошо сохранился портал северной двери, также выделяющийся звериным орнаментом навершия: фигуры помещены в плетения четырёхугольников навстречу друг другу, в центральном четырёхугольнике изображены виноградные грозди.



 
PR-CY.ru