ИШХАНИ - Страница 10

В тексте указано, что архиепископ Антоний (I) «для возвеличивания Баграта куропалата» (царь Баграт IV) и «рукою» зодчего Иване Морчаис-дзе «обновил и завершил святой храм Божий». На южной стене под карнизом сохранились фрагменты надписи, где упоминается о пожертвовании некоего Георгия за царя Баграта IV «в отпущение грехов наших». Надпись была снята С. Саргисяном (не издано). Наиболее ранняя надпись в Ишхани – фресковая строительная, исполненная на южной стене северного придела асомтаврули в 27 строк (восемь последних утрачены). Э.С. Такаишвили датировал её 954–955 гг. Надпись была скопирована в 1917 г. художником М. Чиаурели. В ней сказано, что 7 сентября 917 г. (187 г. короникона) по приказу царя картвелов Адарнасе III Куропалата некий Василий (Басили) был хиротонисан во епископа Ишханского и, «прослужив этому святому храму 19 лет», скончался 26 декабря 936 г. Новый кандидат в ишхнели – Стефан (Стефане) – по приказу грузинских царей Давида II Магистра (923–937 гг.), Ашота IV Куропалата (царь в 945–954 гг.), Баграта I Магистра (царь в 937–945 гг.) и Сумбата I Антипатрика (царь в 954–958 гг.) был отправлен в Трапезунд, где 1 марта 937 г. хиротонисан. В барабане кафоликона находились изображения пророков в рост с хартиями, на которых помещались слова из пророчеств, выполненные греческими буквами (на одной) и асомтаврули (на семи). В середине XII в. (по мнению исследователей, в 1155 г.) по повелению архиепископа Ишханского Игнатия на северной стене кафоликона во всю ширину нижнего регистра северного рукава чёрной краской была сделана шестистрочная обширная надпись, которая на сегодняшний день считается наиболее пространным известным грузинским эпиграфическим памятником. В середине XIX в. её списал С. Саргисян и опубликовал академик Марий Иванович Броссе. Отдельные части текста были утрачены. В 1917 г. её изучал Э.С. Такаишвили и зафиксировал значительное ухудшение её состояния. В настоящее время из-за полного обвала штукатурки надпись утрачена. В эпиграфическом документе содержались сведения о пожертвовании Ишхани царём всей Грузии Георгием II (1072–1089 гг.) села Лозни. Его сын св. Давид IV Строитель (1089–1125 гг.) подтвердил права Ишхани на село. Позже Лозни было отдано в залог и выкуплено и передано Ишхани царём всей Грузии Димитрием I (Деметре; 1125 – 1155/1156 гг.). В честь этого события были учреждены синодики царской семьи, а также повешены три лампады в кафоликоне Ишхани: вторая и третья – перед иконами Пресвятой Богородицы (по мнению исследователей, у царских врат) и Симеона Столпника. Также были учреждены агапы накануне дня великомученика Феодора, в первую пятницу первой седмицы Великого поста. В надписи упомянуты несколько исторических лиц: сестра царя Димитрия I царица Тамара, его сыновья Давид V (царь всей Грузии в 1155–1156 гг.) и Георгий III (царь всей Грузии в 1156–1184 гг.), ишхнели архиепископ Игнатий, Феодор, «определивший» его в епископы (как полагают исследователи, не известный по другим источникам католикос-патриарх), а также рукоположенные им два священнослужителя Ишхани – Илия (Элиа) и Григол. Сохранилось несколько поздних надписей, сделанных посетителями храма. На северной стене западного рукава помещена надпись XII в., выполненная мхедрули, в которой «сын золотых дел мастера Нарзе» просит о заступничестве великомученика Димитрия.

 



 
PR-CY.ru