ИУЛИЙ и ИУЛИАН - Страница 2

Исследователи второй половины XX в. предлагали широкие датировки существующей редакции Жития Иулия и Иулиана от VII в. до второй половины XI в., однако с бóльшим доверием относились к сведениям Жития, т.к. археологические раскопки подтвердили почитание святых в раннее Средневековье. Мнение о том, что в Житии могут содержаться достоверные сведения о христианизации Северо-Западной Италии в конце IV в., укрепилось после обнаружения текста более ранней редакции Жития в рукописи из собрания базилики св. Виктора в Интре (ныне в черте Вербании). Исследователи указывали на то, что помимо фантастических эпизодов сведения Жития в целом соответствуют данным о государственной поддержке проповеди христианства во второй половине IV – первой половине V вв. Сведения о жизни Иулия и Иулиана до прибытия к императору Феодосию I Великому являются легендарными, на что указывает наличие некоторых подробностей («мирмидонское» происхождение братьев, путь из Мирмидонии по реке Истр (Дунай) и др.). Однако данные об императорском указе, согласно которому местные власти должны были оказывать братьям полную поддержку в проповеди христианства, могут быть достоверными. Христианизация местности вокруг озера Орта, вошедшей в состав Новарского епископства, в IV–V вв. подтверждается данными раскопок. Упоминания о сенаторе Ауденции, занимавшем важную административную должность, в других источниках отсутствуют, однако сенатор мог быть связан с двором Феодосия I Великого, который находился в Медиолане (ныне Милан). Житие открывается риторическим прологом и сообщением о том, что «св. Иулий со своим братом Иулианом, как утверждают, родились в Мирмидонии» (локализация легендарной Мирмидонии в античных и средневековых источниках условна; подразумевается, что святые восточного происхождения). После того как Иулий был рукоположён во пресвитера, а Иулиан стал диаконом, братья вели аскетический образ жизни. Однако православных начали преследовать еретики, поэтому братья отправились к императору Феодосию  I Великому, который принял их с почестями как гонимых за веру. Иулий и Иулиан попросили императора дать им указ (littera sacra) с разрешением на проповедь христианства и искоренение язычества. Получив желаемое, святые направились в Рим, где поселились в Аква-Сальвия (под этим названием в Средние века была известна местность возле монастыря св. Анастасия у Трёх источников (ныне Тре-Фонтане)). Совершив там ряд чудес, братья прибыли в область Лаций, где проповедовали христианство и построили много церквей. Об уходе Иулия и Иулиана из Лация прямо не говорится, однако далее в Житии описываются чудеса, совершённые святыми в Северо-Западной Италии (в том числе наказание обманщиков, выдававших своего друга за мертвеца, и исцеление человека, отрубившего себе палец).

 



 
PR-CY.ru