ИУЛИЙ и ИУЛИАН

ИУЛИЙ и ИУЛИАН (IV–V вв.?) – преподобные (память 21 июня; память в Греческой церкви 19 мая, память в Западной церкви 7, 9 и 31 января), почитаются как просветители Северо-Западной Италии. Основным источником сведений об Иулии и Иулиане является Житие, сохранившееся в нескольких версиях. В конце XV в. Бонино Момбриций опубликовал вариант Жития, находившегося в базилике св. Иулия на озере Орта (область Пьемонт, Италия). Болландисты издали текст, обнаруженный в картузианском монастыре в Кёльне. Сравнив опубликованные версии с текстами из пяти рукописей из Новарского епископства, К. Фузи пришёл к выводу, что речь идёт об одной редакции Жития, которая подверглась в рукописной традиции незначительным изменениям. Уже в XVII–XVIII вв. у исследователей были разногласия относительно датировки Жития и достоверности приведённых в нём сведений. По мнению историка Дж. Джулини, Житие было составлено вскоре после кончины Иулия для его канонизации. Л. Котта и А. Бонини указывали на то, что первые агиографические произведения в Новарском епископстве были написаны лишь в VIII в. По мнению исследователей, Житие Иулия и Иулиана было написано одновременно с Житием св. Гауденция, созданным при епископе Льве (начало VIII в.). Однако епископ Карло Баскапе (ум. в 1615 г.) заметил, что в некоторых рукописях Жития содержится приписываемое Иулию пророчество о гибели Миланского диакона св. Ариальда (ум. в 1066 г.), и это указывает на более позднюю датировку. К. Фузи пришёл к выводу, что Житие в существующем виде возникло не раньше второй половины XI в., однако следы дополнений и переработок текста позволяют исследователям датировать первоначальную редакцию более ранним временем. К. Фузи указал на то, что в рукописных хранилищах Новарского епископства сохранились другие редакции Жития: краткое Житие Иулия в легендарии XI в. и два кратких Жития Иулиана в рукописях XII и XIV вв. Все они являются сокращениями пространной редакции и, таким образом, относятся к более позднему времени. Ф. Ланцони отметил, что в Житии св. Вигилия, епископа Тридента (ныне Тренто), составленном в VI–VIII вв., говорится о некоем пресвитере Иулиане, помогавшем Вигилию в проповеди христианства. Указав на упоминание острова св. Иулиана (не Иулия) в «Истории лангобардов» Павла Диакона (конец VIII в.), Ф. Ланцони предположил, что в действительности в IV в. существовал лишь один проповедник, которого могли звать либо Иулий, либо Иулиан. Лишь в поздней агиографической традиции возникло представление о том, что в Северо-Западной Италии действовали два брата-проповедника со схожими именами. Это мнение осторожно поддержал Ипполит Делеэ в комментарии к Римскому Мартирологу.

 



 
PR-CY.ru