ИПОДИАКОН

ИПОДИАКОН – в православной церкви высшая степень церковнослужителя, непосредственно примыкающая к иерархии священнослужителей. В католической церкви соответствующая степень называется субдиакон (subdiaconus). В древности иподиаконы несли различные служения в храмах, выступая в качестве помощников диакона. В современной практике РПЦ иподиакон, в первую очередь, является прислужником архиерея. Хотя греческое слово «иподиакон» в его бытовом, нецерковном значении «прислужник» впервые появляется в сочинении комедиографа Посидиппа из Пеллы (ум. в 240 г. до н.э.), в античной языческой литературе оно практически не встречается. Исключение составляют лишь произведения Филона Александрийского, в которых это слово (и образованные от его корня формы) используется несколько раз, в основном, в значении «прислужник царя (или Бога как Царя)». В сочинениях христианских писателей иподиакон упоминается начиная с III в. (в латинской транскрипции hypodiaconus у Киприана Карфагенского; по-гречески в послании епископа Корнилия Римского 251 г.). В «Апостольских постановлениях» (около 380 г.) – сборнике, составленном из материала более древних памятников, служение иподиакона описывается как прямое апостольское установление. Латинские средневековые толкователи пытались отыскать прототип иподиакона среди служителей Иерусалимского храма или синагоги, ссылаясь на 1 Езд. 8:20 (лат. Nathineis – «храмовые рабы» или «служители храма») и Лк. 4:20. На основании современных исследований исследователи утверждают, что чётко зафиксированного наименования, которое могло бы быть воспринято христианскими авторами, для подобного служения в период Второго храма не было. Слово «иподиакон» встречающееся уже у Филона Александрийского, употреблялось в широком значении «служитель» и могло относиться к разным видам служения, в том числе в церкви. Так, в книге «Деяния святых апостолов» оно относится к светским служителям (5:22, 26), у Игнатия Антиохийского – к диаконам. Однако в ряде памятников IV в. вместо слова «иподиакон» употребляется слово, в некоторых случаях служащее общим наименованием всех низших клириков. По мнению современных исследователей, обязанности иподиаконов определялись постепенно, в процессе роста общин и развития иерархии. Поскольку в некоторых древних церквах существовало представление о том, что в одном городе не может быть больше семи диаконов (см. в ст. Диакон), их помощники в составе клира заняли следующую за диаконской, более низкую степень. На Востоке эта степень так и не была включена в состав священных, а на латинском Западе (особенно в Риме), где правило не больше чем о семи диаконах в одном городе сохранялось весьма долго, иподиаконы фактически стали дополнительными диаконами и были включены в состав священной иерархии (подробнее см. Субдиакон). В древности на христианском Востоке в обязанности иподиаконов входили охрана дверей храма, через которые входят мужчины, возлияние воды на руки епископа во время совершения литургии и проч. При этом иподиаконам было запрещено касаться священных сосудов и совершать какие-либо священнодействия (в частности, крестить). В последующую эпоху эти обязанности были несколько скорректированы: иподиакон должен был охранять вход в алтарь от недостойных, расставлять и убирать священные сосуды (только если в них нет Святых Даров), выводить оглашенных из храма в положенный момент, нести крест впереди процессии клириков, приготовлять трикирий и дикирий для архиерея и т.д. В штат константинопольского храма Святой Софии (который в древнюю эпоху, скорее всего, совершал богослужение во всех немонастырских церквах города) входили несколько десятков иподиаконов.

 



 
PR-CY.ru