ИПОДИАКОН - Страница 2

В современной практике РПЦ и поместных церквей, ориентирующихся на русскую практику, у каждого архиерея, как правило, имеется свой штат из нескольких иподиаконов (большинство из них, впрочем, обычно не посвящены во иподиаконы, оставаясь мирянами). Это объясняется тем, что в русской традиции архиерейского богослужения уставное совершение службы архиереем без участия иподиаконов крайне затруднено. Кроме того, иподиаконы иногда исполняют при архиерее функции секретарей. В грекоязычных церквах обязанности иподиаконов обычно распределены между священнослужителями (например, архиерея облачают к литургии священники), поэтому служение иподиаконов не столь распространено. За богослужением иподиаконы носят стихарь и орарь, но не на плече, как диаконы, а крестообразно опоясавшись им. Правило 15 Трулльского собора определяет, что 20 лет – минимальный возраст поставляемого во иподиаконы. Иподиаконам запрещается вступать в брак после принятия сана. В современной русской традиции лицам, имеющим поставление во иподиаконы, дозволяется прикасаться к св. престолу и священным сосудам. Каноническое требование до хиротесии вступить в брак или же избрать путь девства приводит к тому, что большинство иподиаконов в РПЦ не имеют поставления и являются фактически алтарниками, поскольку после обустройства семейной жизни эти непосвящённые иподиаконы в большинстве случаев рукополагаются во диаконы и священники и направляются на приходы. Известна практика служения иподиаконами молодых клириков, уже рукоположённых во диаконы (так называемые иподиаконы в сане диакона). В «Апостольском предании», одном из древнейших литургико-канонических памятников (III в.), об иподиаконах сказано, что их не рукополагают, но лишь объявляют о них общине как о вступающих в должность помощников диаконов. Но уже в «Канонах Ипполита» (середина IV в.; канон 7) говорится о возложении рук при поставлении во иподиаконы (хотя молитва не приводится), а включённый в состав «Завета Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) текст «Апостольского предания» переделан таким образом, что, наоборот, утверждается необходимость поставления иподиакона через руковозложение (молитвы нет, но приведено наставление епископа будущему иподиакону). В VIII книге «Апостольских постановлений» говорится о поставлении во иподиаконы через возложение рук, и приводится молитва, из которой следует, что основной функцией иподиакона должна быть забота о священных сосудах. Среди традиционных восточных чинов поставления во иподиаконы в византийском, армянском и восточно-сирийском содержится только одна молитва. В частности, в константинопольском чине, используемом в православной церкви, такой является молитва, из которой следует, что в обязанности иподиакона входят постоянное присутствие в храме и участие в богослужении, в частности необходимость контролировать врата храма и церковные светильники. В богослужении коптов, сиро-яковитов и маронитов для поставления во иподиаконы используются пространные чинопоследования, имеющие сходные моменты. В православной традиции иподиаконы, как и другие церковнослужители, поставляется до начала Божественной литургии. В средневековых греческих и славянских богослужебных рукописях молитва на поставление во иподиаконы нередко выписана под одним заглавием с чином диаконской хиротонии, следовательно, уже в эпоху Средневековья поставление во иподиаконы редко совершалось как самостоятельный чин. Как правило, во иподиаконы возводят ставленников во диаконы непосредственно в день хиротонии, чтобы ставленник мог по традиции последовательно пройти все степени церковнослужения.



 
PR-CY.ru