ИОИЛЬ, Труцевич - Страница 4

Иоиль был сторонником присоединения белорусских земель к России. Во время Русско-польской войны 1654–1655 гг. Иоиль вместе со шляхтичем Константином Поклонским агитировал за добровольную сдачу русским Могилёва, что встретило «немалое озлобление» у ряда горожан (вероятно, польской части населения). 25 августа 1654 г. жители Могилёва открыли городские ворота русским отрядам, взамен городу были сохранены его права. В октябре Иоиль уговаривал защитников осаждённой крепости Дубровно сдаться русским войскам, что и произошло 12 октября того же года. 7 сентября 1654 г. Иоиль возглавил посольство православного духовенства Орши к находившемуся тогда в Смоленске царю Алексею Михайловичу, в котором участвовали также наместник Буйничского монастыря Мефодий, другие старцы, доставившие в Смоленск «святыни». Тема переговоров исследователям неизвестна; по мнению исследователей, на этой встрече Иоиль, опасаясь мести со стороны поляков за его участие в сдаче Могилёва, впервые поднял вопрос о своём переселении с братией в Россию. Официально Иоиль ходатайствовал об этом перед царём в Могилёве в начале 1655 г., о чём упоминается в записках игумена могилёвского братского монастыря Ореста. Иоиль скончался во время переезда большей части насельников Кутеинского Богоявленского и Буйничского монастырей с движимым имуществом в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божьей Матери мужской монастырь, основанный патриархом Никоном в 1653 г. Точные обстоятельства переезда западнорусских иноков в монастырь близ Новгорода исследователям неизвестны. Как считается, в 1654 г. патриарх просил царя о разрешении поселить в новооснованном Иверском монастыре Иоиля с братией для введения в обители общежительного устава Василия Великого и устройства типографии. Свою роль в переселении иноков, по мнению исследователей, сыграли обстоятельства военного времени, когда многие беженцы из белорусских земель находили приют в России. Из Кутеинского монастыря в Иверскую обитель было перевезено всё имущество вплоть до иконостаса монастырского храма. В обитель под Новгородом переехали 60 иноков и мастеровых людей из Кутеинского монастыря, в котором тогда проживало больше сотни насельников, и группа насельников Буйничской обители во главе с наместником Буйничского и Могилёвского братского монастырей Мефодием. В 1657 г. кутеинская типография продолжила книгопечатание в Иверском монастыре, в 1665 г. была переведена по решению патриарха Никона в Новоиерсалимский монастырь, в 1676 г. её оборудование поступило на Московский Печатный двор в распоряжение Симеона  Полоцкого. Отъезд большей части кутеинских монахов в Россию во главе с игуменом пристрастно оценивался в Речи Посполитой. В 1655 г. перешедший на сторону поляков могилёвский полковник К. Поклонский, близко знакомый с Иоилем, писал нежинскому протопопу о том, что «черньцов в неволю загнали, где с кручины отец игумен Иоиль умер». По завещанию Иоиль был похоронен в соборном храме Иверского Святоозерского монастыря. В начале XX в. его могила была отмечена каменной надгробной плитой на паперти собора, напротив горнего места. В ризнице обители хранились принадлежавшие Иоилю железные параман и крест. «Род отца нашего Иоиля (Троуцевича), игумена монастырей кутейнских» упоминался в синодике Святоозерского монастыря начала XIX в.



 
PR-CY.ru