ИОИЛЬ, Труцевич - Страница 2

Борколабовская обитель подчинялась Кутеинскому Богоявленскому монастырю в соответствии с ктиторской грамотой Борколабовской обители, данной Б.В. Стеткевичем-Заверским 24 июня 1641 г. С 1641 г. Иоиль имел титул «игумен кутеинский, буйничский и борколабовский, первоначальник и основатель монастырей Оршанского повета». В 1652 г. по требованию Иоиля Буйничский монастырь уступил Борколабовской обители половину принадлежавших ему земель в Костинке и Холмах (впоследствии из-за этих владений между обителями до 1759 г. велась ожесточённая борьба со взаимными вооружёнными нападениями). Иоиль имел право назначать игуменов и постригать иноков в мстиславском Тупичевском монастыре, братии которого в фундушевой грамоте шляхтичей Москевичей от 24 июня 1641 г. предписывалось повиноваться Иоилю и даже после его смерти находиться под «началом общежительнаго монастыря Кутеенскаго». Иоиль, как  полагают исследователи, участвовал в устроении могилёвского во имя святителя Николая Чудотворца женского монастыря (1637 г.), в постройке в Могилёве братской Богоявленской церкви, в создании других храмов и обителей в Белоруссии. Во всех созданных при участии Иоиля монастырях был введён общежительный устав Василия Великого. Заслуги Иоиля в деле возрождения западнорусского монашества отмечены в ряде русских сочинений второй половины XVII в., связанных с патриархом Никоном, который высоко ценил белорусского церковного деятеля. Апология Иоиля содержится в «Житии патриарха Никона», где сообщается, что Иоиль «многи монастыри своими труды сооруди, и иночествующих множество собра, и во своей пастве всех имеяй, и благочестие во всей Белой России утверждаяй и удерживаяй во время гонения от развращенных униатов». В сборнике «Рай мысленный» (Иверский Святоозерский монастырь, 1659 г.), в разделе «Слово благополезное о создании монастыря Пресвятой Богородицы Иверские, иже на Святем озере» патриарх Никон особо отмечает заслуги Иоиля в утверждении устава Василия Великого, подчёркивая, что благодаря кутеинскому игумену «лавра Богоявления близ славна города Орша бысть глава и начало общему житию во всей Белой России и в Литве». В 1630–1632 гг. в Кутеинском Богоявленском монастыре располагалась типография С.М. Соболя, перенесенная из Киева. После отъезда С.М. Соболя с частью типографского оборудования в Буйничский монастырь Иоиль в 1632 г. возглавил Кутеинскую типографию, значительно расширенную при поддержке Б.В. Стеткевича-Заверского (в литературе высказывалось мнение, что после отъезда С.М. Соболя иноки Богоявленского монастыря организовали новую типографию, с новым шрифтом и орнаментами).

 



 
PR-CY.ru