ИУЛИАНИЯ - Страница 4

Образ покрыт окладом с надписью. Этот же извод повторяется на большой живописной иконе второй половины XIX в. в отдельно стоящем киоте в северо-западной части четверика Благовещенской церкви. У св. княгини красивое округлое лицо с правильными чертами, белый плат скреплён фибулой, закрытый венец с городчатым ободом украшен драгоценными камнями, поверх синего платья одет красный плащ с охристой каймой и жемчужной отделкой, в правой руке – большой крест, на свитке надпись. В храме находится также непрофессиональное по исполнению повторение этого образа последней четверти XX в. На относительно небольших по размерам, упрощённых по живописи иконах конца XIX – начала XX вв. (Тверская областная картинная галерея, тверской во имя великомученицы Екатерины женский монастырь, частное собрание) в правой части композиции – Иулиания в княжеской одежде, с развёрнутым свитком предстоит Спасителю в облаках (в левом верхнем углу), позади неё слева – Преображенский собор Торжка, по мнению исследователей, с гробницей святой под ним. Такие иконы, по мнению исследователей, во множестве писались для паломников и гостей города, особенно к торжествам, посвящённым 500-летию преставления Иулиании в 1906 г. Ещё до открытия св. мощей изображения Иулиании помещались на иконах местных Новоторжских чудотворцев вместе с образами преподобных Ефрема и Аркадия, князя Георгия. Так, на аналойной иконе 1797 г. (Тверская областная картинная галерея) святые написаны на синем облачном фоне с видом собора. Иулиания – крайняя справа, обращена к образу Спаса Нерукотворного (вверху в центре), венец закрытый, правая рука на груди, левая в жесте моления. На иконе второй трети XIX в. из Торжка (Тверская областная картинная галерея) в центре представлен Николай Чудотворец, слева – Тверские святые, справа – очевидно, небесные покровители заказчиков, вверху – Деисус со Святой Троицей Новозаветной, по углам – евангелисты. Изображение княгини в изысканно орнаментированном одеянии с крестом в правой руке (левая на груди) в центральной части слева предположительно исследователи готовы идентифицировать как Иулианию (надпись практически утрачена). Образ Иулиании вводился в композицию «Собор святых жён Иулиании, просиявших в Русской земле», например, на хромолитографии конца XIX – начала XX в. из церкви во имя апостола Иоанна Богослова подворья Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге (обретена в 2002 г. в деревне Дмитриево Череповецкого района Вологодской области на берегу Рыбинского водохранилища, возможно, происходит из Леушинского). Иулиания изображена в процессии св. жён во главе с равноапостольной княгиней Ольгой. Исследователи предполагают, что Иулиания представлена в составе Собора русских святых на иконе первой половины XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге (музей истории религии) – оплечно в верхнем ряду правой (княжеской) группы, в белом плате, надпись. В монументальной живописи образ Иулиании известен исследователям, например, в росписи Благовещенской церкви в Торжке на южной стене четверика (1860 гг.) – на фоне Преображенского собора, в рост, вполоборота влево, в горностаевой мантии и небольшом венце, руки протянуты вперёд, внизу в картуше надпись (поновлена?).

 



 
PR-CY.ru