ИСААКИЙ, ДАЛМАТ и ФАВСТ - Страница 13

В северо-западном куполе Исаакиевского собора находится плафон «Прославленный Исаакий Далматский», живопись которого выполнена академиком Францем Николаевичем Риссом. Данная сцена представляет сидящего Исаакия с воздетыми руками, которого возносят на небо ангелы; она нехарактерна для русского церковного искусства (иконография восходит к композиции «Вознесение Богоматери») и не описана в Житии святого. В минейных циклах образ Исаакия помещается под 30 мая, когда отмечается день его памяти. Под 3 августа он изображён вместе с Далматом и Фавстом. В августовских минеях Далмат обычно находится в центре композиции, по сторонам в повороте к нему – Исаакий (слева) и Фавст (справа); вместе с ними может находиться Антоний Римлянин, память которого приходится также на 3 августа (или сцена его преставления в соседнем клейме). Иногда в циклах на август изображение трёх святых заменяется образом только Исаакия (например, на иконе «Минея годовая», начало XIX в.). На иконе «Святцы на май» из Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге Исаакий изображён в нижнем, пятом ряду в небольшом повороте влево: старец с длинной округлой бородой, в монашеском одеянии – розовый подризник, тёмно-вишнёвая мантия и тёмно-зелёная схима; левая рука прижата к груди, в опущенной правой он держит свиток. На минее на август из того же комплекта икон представлены Исаакий, Далмат и Фавст, рядом с ними – Антоний Римлянин. На костромской минейной иконе на май работы иконописца Иване Фёдорове Липина (1758 г., Костромской музей-заповедник) Исаакий изображён в нижнем ряду: в рост, фронтально, борода округлая, средней длины, седые волосы расчёсаны на прямой пробор; куколь на плечах, правая рука прижата к груди, в левой – свиток. На иконе-минее на май (XVIII в., частное собрание) Исаакий представлен в нижнем ряду вполоборота влево, руки прижаты к груди. К XVIII в. исследователи относят ростовскую эмалевую икону-минею на май из собрания музея истории религии (50х40 см), где среди других святых изображён и «Исааки Далмадски». Он имеет облик старца с седыми волосами и бородой средней длины округлой формы, одет в охристый подризник, лиловую мантию с ярко-розовыми отворотами и сине-зелёную схиму, левая рука прижата к груди, в правой – развёрнутый свиток без текста. Исследователи полагают, что в качестве основы для изображений на этих иконах-святцах были использованы гравированные листы Григория Павловича Тепчегорского (первое издание – 1714 г.). Хранящиеся в Российской национальной библиотеке гравированные святцы на 12 листах были изданы в 1722 г. и раскрашены в пяти красок. На каждом листе святые расположены в пяти регистрах.

 



 
PR-CY.ru