ИРИНАРХ - Страница 4

Иринарх продолжал руководить строительными и иконописными работами, росписью стен в соборе Михайловского Златоверхого монастыря, перекрытием и золочением куполов и т.д. Выполнял небольшие иконы святых на заказ. В частном собрании в Москве находится икона «Равноапостольная княгиня Ольга» (дерево, масло) с дарственной надписью: «От Иринарха из Киева». Иконописной мастерской лавры Иринарх руководил в 1840–1852 гг. По свидетельству Н.С. Лескова, он был «отличный школьмейстер». Однако в этот период большинство лаврских иконописцев являлись вольнонаёмными художниками, поведением которых был недоволен духовный собор. В 1852 г. лаврское священноначалие решило уволить наёмных художников и создать иконописную мастерскую, состоящую только из лаврской братии. Начальником новой иконописной мастерской по рекомендации Иринарха был назначен послушник Пётр Львов, выпускник Академии Художеств. В 1852 г. Иринарх возглавил Больничный Троицкий монастырь при Киево-Печерской лавре. После кончины своего покровителя митрополита Филарета (21 декабря 1857 г.) Иринарх в 1858 г. был назначен игуменом заштатного Медведовского Николаевского монастыря Чигиринского уезда, оставался в нём до 1867 г. При монастыре он основал живописную школу: «...Школа, полезная для всей окрестности, а затем и для епархии… поддерживается попечительностью преемников достопамятного игумена». Иринарх расписал одну из двух деревянных церквей обители (Никольскую?), перестроив её западную часть и соединив пристройки ризницы и казнохранилища с основным объёмом храма. В 1863–1865 гг. вместе с учениками школы по обету написал 37 икон для церкви праведных Иоакима и Анны в селе Талдыки Черкасского уезда. В 1867–1869 гг. Иринарх был архимандритом киевского Выдубицкого Михайловского монастыря (время возведения в сан исследователям неизвестно). Иринарх успешно завершил переговоры с руководством железной дороги в период строительства моста через Днепр весной 1868 г., позволившие сохранить красоту монастырского острова близ Выдубичей с заливными лугами, рыбными ловлями и местом выращивания ивовой лозы для кустарных промыслов. В историю он вошёл также как иконописец-бессребреник. В Свенском монастыре «безвозмездно и собственным коштом» поновлял иконы и стенопись, в Киеве выделялись средства только на материалы. Иринарх жертвовал большие суммы на восстановление Софийского собора (о чём в 1851 г. была сделана памятная надпись (не сохранилась) вязью на средней арке, примыкающей к главному куполу) и брался производить работы, как отмечал Феофан Гаврилович Лебединцев, «из благого усердия, не требуя определённой платы, а хозяйственным образом и со значительным сбережением церковной суммы (для сравнения, из соборной кружки поступило – 98 руб. 54 коп., вклад Иринарха – 524 руб. 47 коп.)».



 
PR-CY.ru