ИРИНАРХ - Страница 2

Пытаясь охарактеризовать особенности икон Киево-Печерских святых, выполненных масляными красками «в мягких тонах, нежными лассировками», Николай Семёнович Лесков в сочинении «Мелочи архиерейской жизни» ввёл понятие «иконопортрет». Художественное решение Иринарха не отличалось разнообразием: светлые линии контуров нимбов, высветления на челах, висках и дланях, тёмные клобуки, мелкие камешки чёток, мерцающие кресты, строгая, без изящества надпись имени святого. Иринарх наделил святых лишь теми атрибутами, которые были их спутниками в молитвенном делании. Н.С. Лесков в свойственной ему ироничной манере отмечал, что Иринарх «имел удивительное несчастие писать всех на одно лицо», качество, не удовлетворявшее многих «заезжих знатоков». Тем не менее, композиции икон Киево-Печерских подвижников, в которых нет ни одной лишней детали, создают в целом монументальный образ монашества. Во второй половине XIX в. произведения, подобные «иконопортретам» Иринарха, рассматривались современниками как свидетельство угасания, т.е. вторичности, иконописной традиции, и как отдельное явление в период обособления «высокого стиля» от непрофессиональной живописи, за которой утвердилось устойчивое название – «монастырские письма». Внешняя манера этих произведений соответствовала академическим приёмам, а внутреннее содержание было молитвенным, созерцательным, сближающим их с православной иконой. Многие из сохранившихся работ Иринарха являются репликами гравюр из авторитетного в среде иконописцев-монахов XVIII–XIX вв. печатного Киево-Печерского патерика и из других лаврских изданий (например, портрет преподобного Нестора за работой точно повторяет гравюру Александра Тарасевича из «Службы преподобным отцам печерским». Киев, 1702 г.). В Голосеевской пустыни, где находилась летняя дача митрополита Филарета, к 1846 г. было завершено строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Иконописные работы в храме были распределены между Иринархом и Ф.Г. Солнцевым. Иринарх совместно с учениками написал иконы для иконостасов трёх приделов храма (Покрова Пресвятой Богородицы, Трёх святителей и великомученика Иоанна Сочавского); Ф.Г. Солнцев – алтарные иконы и живописные полотна на религиозные сюжеты. Иконостас, выполненный в классическом стиле, был двухъярусный, боковые приделы с центральной частью соединялись открытыми аркадами. Во всех трёх иконостасах над царскими вратами располагался Нерукотворный образ Спасителя. В центральном иконостасе справа от царских врат (за иконой Покрова Пресвятой Богородицы) размещался образ св. Филарета Милостивого в рост (покровителя митрополита Филарета), слева (за местной иконой Богоматери) – образ преподобного Феодора Сикеота (покровителя митрополита Филарета в миру). Изображения на диаконских дверях отличались от традиционных: на них были представлены праведные Иоаким (покровитель Иринарха в миру) и Анна (тезоименитая святая благодетельницы пустыни княгини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской), святитель Парфений Лампсакийский (покровитель преподобного Парфения Киевского).

 



 
PR-CY.ru