ИОСИФ ВРИЕННИЙ

ИОСИФ ВРИЕННИЙ (1359 – около 1436 или 1438 гг.) – византийский монах, писатель и антилатинский полемист. В Константинополе получил прекрасное образование, был знаком с сочинениями Фомы Аквинского. Иосиф Вриенний довольно рано принял монашеский постриг, как полагают исследователи, в Студийском монастыре. В 1382 или 1383 г. был отправлен Константинопольским патриархом Нилом в качестве миссионера на остров Крит, который находился под властью венецианцев со времени четвёртого Крестового похода. Миссионерская деятельность Иосифа Вриенния продолжалась 20 лет в сфере взаимодействия с населявшими остров православными греками, антилатинской полемики, духовного образования и дисциплинарной реформы для православного клира, монашества и церковного народа. Однако присущее Иосифу Вриеннию чрезмерное рвение, с которым он обличал критский клир, особенно монахов, вызвало неприязнь к нему православных греков. Иосиф Вриенний был заключён под стражу и вынужден вернуться в Константинополь в 1402–1403 гг. После возвращения в Константинополь, пребывая в Студийском монастыре, он занимал должность проповедника императорского двора. В 1406 г. Константинопольский патриарх Матфей I (1397–1410 гг.) назначил Иосифа Вриенния своим местоблюстителем во главе делегации, уполномоченной подробно исследовать запрос греческих клириков Кипра, официально подчинявшихся латинской иерархии (греческая архиепископская кафедра была упразднена папой Александром IV в 1260 г.), но желавших тайно соединиться с Константинопольской церковью. 8–29 июля 1406 г. Иосиф Вриенний в Фамагусте возглавил синод кипрских епископов. Предприятие не увенчалось успехом по причине строгих православных установок Иосифа Вриенния. Он полагал, что это объединение бессмысленно и может лишь принести вред, поскольку киприоты живут в теснейшем единении с латинянами и даже в случае присоединения к Великой церкви не собираются разрывать церковное общение с католиками, а значит, и дальше будут следовать еретическим догматам. Со своей стороны латиняне и византийские латинофроны воспользуются фактом объединения с киприотами в своих целях и будут считать, что уния церквей уже состоялась. Сочинение «Выступление о воссоединении киприотов с православной Церковью», произнесённое Иосифом Вриеннием через семь лет после его поездки на Кипр на заседании Константинопольского синода, является единственным известным источником, сообщающим об этом событии.

 



 
PR-CY.ru